?

Log in

No account? Create an account

pavel_kosenko


Павел Косенко

«Хорошая фотография – это неудачная плохая» (с) Г. Пинхасов


Я в Ливане
pavel_kosenko


Кцаким-то образом пропустил сий чудный портрет пера Марины Рогожниковой.
Ливан, май 2018 г

Tags:

promo pavel_kosenko january 1, 2010 00:05
Buy for 50 tokens
Полный список фототуров и выездных мастер-классов: http://www.frameway.club

Проявка кинопленок. ECN-2 или C-41?
pavel_kosenko


Canon или Nikon? RAW или JPEG? Lightroom или Capture One? Эти вопросы из дремучего цифрового прошлого давно не актуальны. В современный аналоговый век умы фотографов занимают холивары куда пожарче — Hasselblad или Rolleiflex, Kodak или Fuji и, конечно, самый волнующий вопрос всех времен и народов: так все-таки, ECN-2 или C-41?


Вместо вступления

Краткий экскурс для тех, кто не в теме. Хорошее современное кино снимается, конечно, на плёнку (вот, например, список фильмов, снятых на пленку в 2018 году). Естественно, современные фотографы тоже сходят с ума киноцвета, и тоже активно используют кинопленку в своей практике. Даже не смотря на то, что Kodak не поставляет ее официально в катушках по 36 кадров. Однако, в мире есть огромное количество компаний, которые режут и перепаковывают кинопленку в кассеты (в России самый крупный перемотчик кинопленки с широким ассортиментом — SFL). То есть любой желающий может зарядить такую пленку в свою камеру и работать с тем же носителем, что и Тарантино. И это супер.

Далее начинается интересное. Что делать с отснятой кинопленкой? Дело в том, что в отличие от обычных негативных, проявляемых по стандартному процессу C-41 (доступному во многих обычных фотолабораториях), кинопленки содержат сажевый слой, и классически проявляются по другому процессу, ECN-2. Эти процессы очень близки, если оставить за скобками смыв сажевого слоя. Но все же немного разные. Отличается один из компонентов состава проявителя (проявляющее вещество), температурный режим (38,8 против 41 градуса по Цельсию) и время проявления (3:15" против 3:00").

Важно понимать, что оригинальный процесс ECN-2 крайне громоздкий. Это целая линия, которая способна протягивать с большой скоростью километры пленки, не только проявляя, отбеливая и фиксируя её, но и смывая с неё сажу под струей воды высокого напора. Такие машины решают сугубо производственные задачи киноиндустрии и никогда не были доступны простым смертным.

Раньше количество ECN-2 машин в мире исчислялось сотнями (что очень мало), в наше время, наверное, десятками. В России, насколько мне известно, сейчас есть две работающие машины — на Мосфильме и киностудии им. Горького (есть еще законсервированная в Синелабе).

Если вы снимаете кино, то проявить кинопленки не составляет труда. Ни в России, ни, тем более, в других странах. Но если вы снимаете фотографию, это становится определенной трудностью. И дело не только в том, что таких машин мало, находятся они на закрытых территориях и, как правило, киностудии не оказывают услуги физическим лицам. Но и в том, что 36-кадровую пленку длиной 165 см засунуть в ECN-2 машину невозможно в принципе, слишком уж она коротка для такой махины. Чтобы проявить кинопленки по оригинальному процессу, нужно как минимум скрепить десяток таких пленок (в полной темноте, конечно) в одну ленту, а после проявки разрезать и без ошибок идентифицировать где чья.

Естественным образом фотолюбители и лаборатории начали активно проявлять кинопленки по стандартному процессу C-41. Делать это приходится вручную, потому что если засунуть кинопленку в обычную C-41 машину, то вся сажа в ней и останется. То есть все последующие стандартные фотопленки будут выходить грязными, пока лаборанты не перемоют машину, не заменят в ней фильтры и химию. В общем, хотите сделать лабе западло, подсуньте ей в качестве обычной пленки киношную. Конечно, профи сразу её вычленят (она отличается визуально подложкой) и проявлять в машине не будут, но в обычных провинциальных лабораториях могут и не заметить. Делать так, конечно, не стоит.

Сажевый слой с кинопленок смывают вручную. Есть несколько способов — до проявки или после, с помощью химикатов или механическим воздействием, а также комбинировано. Все они дают примерно одинаковый результат, различия касаются сугубо производственных циклов и актуальны скорее для лаборатории, чем для фотографов. В любом случае, проявлять такие пленки приходится вручную (крутить бачки в тепловой ванне) или полуавтоматически с помощью полуручных машин Jobo.

Проявка фотопленок ECN-2 по процессу C-41 со смывкой сажевого слоя в наше время вполне доступна. И даже много более доступна, чем, скажем 20 лет назад. Потому что широкое распространение среди фотографов кинопленка получила именно в последние годы. В Москве кинопленки можно проявить в нескольких лабораториях, основной объем такой проявки приходится на SREDA Film Lab.

Но что мы получим, когда проявим кинопленку хоть и по очень близкому, но всё же не родному процессу? Насколько изменится цветопередача? Будет ли это похоже на оригинальную кинопленку, или же мы получаем некий другой, самостоятельный результат? На эту тему ведется много споров, порой столь эмоциональных, что цифровые холивары меркнут на их фоне.


Суть эксперимента

Мы с коллегами решили разобраться в этом вопросе досконально, проведя «следственный эксперимент». Для этого взяли бобину свежей кинопленки Kodak Vision3 250D для дневного освещения (прямая официальная поставка от компании Kodak) и отсняли на нее цветовую таблицу Digital ColorChecker SG при эталонном освещении (постоянный свет, полноспектровые лампы с температурой 5000К) тремя способами:
  1. Нормальная экспозиция (замер по 18% серому патчу внешним спотметром Minolta F)
  2. Недоэкспозиция -2 Ev
  3. Переэкспозиция +2 Ev
Далее проявили пленку двумя способами:
  1. В оригинальном процессе ECN-2 на киностудии «Мосфильм»
  2. Вручную по процессу C-41 со смывом сажевого словя в SREDA Film Lab
Результат отсканировали на двух разных сканерах:
  1. Nikon Coolscan 5000 (с минимальным вмешательством автоматики)
  2. Noritsu HS-1800 (с автоматической цветокоррекцией)
На этом не остановились и пошли дальше — напечатали все кадры ручным оптическим способом напрямую с негативов в тёмной комнате (на глянцевой бумаге Kodak Endura).

Но и это не всё. Мы пошли еще дальше и на основе отпечатков с помощью уникальной технологии Dehancer (позволяющей получить действительно достоверные пленочные профили) построили два mLUT профиля для каждого типа проявки. И сравнили разницу на цифровых фотографиях с применением этих плёночных профилей.

Теперь обо всём этом подробнее. Ниже много букв и картинок.

ECN-2 или C-41?Collapse )


12 лет в ЖЖ из 20
pavel_kosenko


Дело в том, что я уже много лет не считаю себя блогером. Когда-то давным-давно, лет 8-10 назад, случалось, что мой блогерский рейтинг доходил до ТОП-25 и я красовался в одном ряду с Митричем, Гришковцом, Сергеем Долей и другими топами. Сейчас вы мне не поверите, но я даже помню времена, когда у меня было 6000 подписчиков, а у Ильи Варламова 2000, и он намекал мне, что неплохо бы его попиарить. В 2010-2012 годах существенная часть моего дохода состояла из рекламы в моем ЖЖ и от различных партнерских программ.

Однако, по мере углубления в тему фотографии, интерес к блогерству стал меня покидать. Делать пользующиеся тогда бешеным спросом посты про путешествия с яркими тревел-фотками становилось все скучнее, а публиковать странные фотографии помоек и статьи по колористике — наоборот, все увлекательнее.

Естественным образом в течение нескольких лет я постепенно перестал интересовать широкую публику. Я осознавал обратный вектор популярности и он меня полностью устраивал. Мне было интересно исследовать восприятие человека, изучать вопросы колористики, писать книгу о фотографии, работать над собственными арт-проектами, заниматься бизнесами в области фотографии и разрабатывать фотографический софт. Делать же то, что от меня ждали другие, мне было не интересно.

Параллельно естественным образом подростало поколение новых блогеров и сообществ, появлялись новые актуальные темы, развивались другие социальные сети. Я был абсолютно уверен, что за последние 7-8 лет мое блогерское имя полностью сошло на нет. За это время моя активность в ЖЖ и, соответственно, количество просмотров моих материалов, снизились в 10 раз. У меня не было сомнений — как блогер я давно не интересен ни аудитории, ни рекламодателям, ни сотрудникам ЖЖ. Тем удивительнее и приятнее было получить от них приглашение на юбилейную закрытую вечеринку. Не ожидал, что про меня вообще вспомнят.

Конечно, я с удовольствием сходил на эту встречу. Мне было интересно повидать старых друзей, пообщаться с новыми знакомыми и сотрудниками ЖЖ, узнать чем вообще живет эта тусовка и жива ли она до сих пор. На удивление, оказалась вполне жива. Вообще меня многое (в основном приятно) удивило на этой встрече:

1. Оказывается, ЖЖ все еще не умер, хотя и потерял в объемах.
2. Компания «СУП» прибыльна. Основной заработок это, конечно, реклама.
3. На днях «СУП» заказал 200 новых серверов.
4. На вечеринке было около 300 человек (по моим прикидкам).
5. Угощали неплохим (и, похоже, не самым дешевым) вином.
6. Вина было много. И когда оно заканчивалось, его подносили ящиками.
7. Еда тоже была. И закуски, и мясо, и фрукты-дессерты, и огромный торт в конце.
8. Все это весьма недешевое удовольствие, что усиливает веру в п.2 и радость по этому поводу.
9. Было несколько человек прошлых поколений ЖЖ — Митрич, Варламов, Ловыгин, Тёма.
10. Было очень много блогеров новых поколений, про большинство я никогда даже не слышал.
11. Эти блогеры тусили кучками и называли себя «старой гвардией». То есть для них тоже было много других новых, которых они тоже не знают.
12. Это значит, что поколения блогеров обновляются, то есть ЖЖизнь реально продолжается.
13. Количество просмотров постов у некоторых блогеров составляет 50,000 в сутки. У меня такое было только во времена расцвета ЖЖ и меня в нём.
14. Это значит, что ЖЖ читает не так уж и мало народу.
15. Чисто визуально средний возраст блогеров (даже новых поколений) — хорошо за 40. Это значит, что даже несмотря на постоянно обновление, ЖЖ это старпёрский формат.
16. Несмотря на это в основной массе блогеры вполне молоды душой и задористы. Нередко к тому же остроумны и мудры.
17. Ко мне подходило какое-то нереальное количество людей со словами «это же легенда!». При этом имели в виду мои фотографические, а не блогерские заслуги. Пожалуй, это самое удивительное во всей этой истории.

Также удивительно то, что организаторы ничего не требовали и не ожидали от участников. Каких-то там публикаций, сотрудничества и т.д. Было немало тех, кто вообще ничего не писал в ЖЖ несколько лет. СУП просто по-дружески пригласил нас отметить праздник вместе, без корытсных целей. Не с ожиданием будущего, а в благодарность за прошлое. Это было как-то очень по-человечески.

Друзья, спасибо вам за это! И, конечно, желаю, чтобы бурная ЖЖизнь продолжалась! Вот уже 12 лет (из ваших 20) я с вами.


Йокогама – Токио
pavel_kosenko


Постоянство изменения. Япония с Павлом Косенко и Еленой Афрамовой
10 – 16 ноября 2019

В одну и ту же реку невозможно войти дважды. Как и попасть в тот же Токио — вечно трансформирующийся, с меняющимися фасадами, трендами, погодой в течение одного дня, сезонами и настроениями путешественника — это всегда новый город.

Этой осенью мы увидим воочию, каким может быть постоянство изменения. Под шум прибоя добавит свои особые краски Йокогама — крупнейший портовый город Японии, впустивший когда-то в закрытую страну новые западные веяния; городок Кавагое с застывшей во времени архитектурой заставит ощутить вкус ностальгии по прошлому.

Изменчивый осенний свет будет постоянно обыгрывать фото-сюжеты и и подбрасывать в нашу копилку все новые, разные по ритму и стилю жизни места, менять внутренее настроение — ничто не может быть более постоянным, чем изменение.

Подробности и запись:
http://frameway.club/workshops/japan_2019.11/


Где проявить пленку?
pavel_kosenko
В этом посте начинаю складировать ссылки на современные фотолаборатории в разных городах и странах, где можно проявить пленку. А также заказать другие услуги по ее обработке — сканирование (оцифровка), печать и т.д.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Россия: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Краснодар, Магадан, Новосибирск, Пенза
Беларусь: Минск, Гродно
Испания: Валенсия
Казахстан: Алматы
Канада: Торонто
Украина: Киев, Одесса
Южная Корея: Сеул

информация постоянно добавляется и обновляется

подробноCollapse )



Если вы знаете хорошую пленочную лабораторию в вашем городе, напишите мне, пожалуйста в комментариях или по почте mail@pavelkosenko.com. Буду благодарен, если пришлете данные в виде вот такой анкетки (то, что вам известно):

Город, страна:
Название фотолаборатории:
Адрес сайта (или соцсетей):
Проявка фотопленок: (процессы проявки)
Сканирование фотопленок: (основные сканеры)
Печать фотографий: (типы печати)
Багетная мастерская: (да/нет)
Прием заказов по почте: (да/нет)
Магазин фотопленок: (сколько позиций пленок в продаже)
Другие товары: (основные группы товаров)
Онлайн-торговля: (способы получения заказа)
Дополнительно: (другие услуги)
Комментарий: (текстовый комментарий о лаборатории)




Не Португалия
pavel_kosenko


Когда мне говорят «Такое можно было снять и в Москве. Зачем было ехать в Португалию? (Японию, Австралию и т.д. — нужное подчеркнуть)», для меня это комплимент.

Порту / Коимбра / Пениши / Эвора
Апрель 2019

Ручная оптическая печать с негатива Kodak Portra 400
20x20 см, бумага Fujiflex







Подписывайтесь на мой канал в Телеграме. Я в других соцсетях — Инстаграм, Фейсбук, Вконтакте.


Подборка пленочных фотографий #15
pavel_kosenko

Bronica GS-1
Zenzanon PG 50/4,5
Kodak Portra 400
(c) Игорь Яковлев

Оказывается, последний раз подборку свежих пленочных фотографий я делал аж 3 месяца назад. Представляете, сколько замечательных картинок было снято (проявлено, отсканировано, напечатано) за это время? Увидеть их все, конечно, невозможно, ибо масштабы плёночной фотографии слишком велики, к тому же постоянно увеличиваются. Но малую толику того, что проходит перед моими глазами, покажу.

Итак, перед вами «Избранное» одного из многочисленных (и, пожалуй, самого активного и дружелюбного в русскоязычном интернете) сообщества пленочных фотографов — группы «Плёнка» на Фейсбуке. За последние пару месяцев. Сегодня будем смотреть только цветные фотографии. В основном это свежие снимки, сделанные на пленку в 2019 году. Но не только, есть несколько фотографий из далекого прошлого. Авторство, название плёнки и другие подробности указаны под каждой карточкой. Наслаждайтесь!

29 фотографийCollapse )

Актуальные пленочные фотографии также публикуются в Телеграм-канале SREDA Film Lab инстаграме @sreda.photo. Присоединяйтесь!

Купить, проявить, отсканировать и напечатать пленку можно в Творческой лаборатории «СРЕДА».

Подписывайтесь на мой канал в Телеграме. Я в других соцсетях — Инстаграм, Фейсбук, Вконтакте.

Tags:

Авто-Порту-Рет
pavel_kosenko


Неделю назад запилил душевный лук в Порту, а вам показать забыл.
Tags:

Португалия на iPhone Xs + Dehancer
pavel_kosenko

iPhone Xs + Dehancer / Kodak Portra 400

Небольшая подборка айфоно-фотографий из только что завершившейся поездки по Португалии. Порто, Авейра, Коимбра, Назаре, Пениши, Лиссабон и Эвора — всех этих городов вы не увидите на этих снимках, хотя они сделаны именно там. Для меня это что-то вроде этюдов, зарисовок и просто фото с друзьями на память. Для проекта я снимал, конечно, на плёнку, и эти фотографии покажу отдельно. А пока ловите порцию простенького, но неизменно душевного тревела.

Все картинки сняты в JPEG на iPhone Xs и обработаны с помощью Dehancer. Под каждой на этот раз я указан название плёночного профиля, который был использован.

15 фотографийCollapse )

Подробнее о том, как строятся профили для Dehancer, чем они отличаются от всех прочих пленочных профилей и почему в отличие от них действительно работают, можно узнать в официальном блоге Dehancer. Там же вы найдете всю остальную информацию о проекте.

Подписывайтесь на мой канал в Телеграме. Я в других соцсетях — Инстаграм, Фейсбук, Вконтакте.

Армения с высоты гор
pavel_kosenko


Армения — маленькая страна, но про нее говорят, что если разгладить все ее горы, то она займет пол земного шара. Эта страна занимает особое место в сердцах членов нашего клуба Frameway — о чем говорит хотя бы то, что мы здесь организовали уже 11 фотопутешествий. И каждый раз хочется найти что-то новое, что может привлечь и тех, кто будет здесь впервые, и тех, кто был в Армении возможно уже не раз. В нашей двенадцатой поездке по Армении мы решили горы не разглаживать, а наоборот, оставив асфальт позади, поехать по горным тропам вверх, и посмотреть на всё с другой перспективы.

Мы оставим наш автобус пылиться в депо — ему не справиться с такой задачей, а взамен возьмем крепкие и удобные внедорожники и опытных водителей, которым эти дороги уже хорошо знакомы. При первом приближении, маршрут на карте может показаться знакомым тем из вас, кто уже был с нами в Армении, но это впечатление обманчиво — на деле повторятся только короткие отрезки нашего пути, а основная его часть пройдет по дорогам, где никто из вас скорее всего не был, да и в принципе, где очень мало кто был даже из местных.

Мы узнаем настоящую красоту армянских гор, увидим почти нетронутые чистые реки и озера в кратерах вулканов, заглянем в пещеры, где жили люди еще семь тысяч лет назад, и увидем петроглифы, которые сохранились с тех времен. Но Армения — маленькая страна, и потому, даже эти удаленные от основных магистралей дороги не безлюдны. Туристов здесь не встретишь, но для жителей окрестных селений эти горы свои — сюда они приводят на выпас отары овец и стада буйволов, здесь строят летние времянки, где часто живут всей семьей, и здесь собирают только им известные травы да коренья. Потому эта поездка далеко не только для любителей пейзажей.

А на обеды и ужины, нас, как всегда в Армении, ждет отличная домашняя еда, доброе вино и вкуснейшие фруктовые водки, без этого тут никак.

В этой группе еще осталось несколько мест, успейте присоединиться!

http://frameway.club/workshops/armenia_2019/