Разрешите поделиться ненаучными соображениями о сочном цвете. Ненаучными, потому что я не могу даже дать определения этому понятию. Речь не идет о насыщенности цвета. Скорее имеются в виду его свойства в привязке к яркостной составляющей. Всем известна поговорка "ночью все кошки серы", которая отражает особенность восприятия человеческого глаза. Чем меньше освещены предметы, тем хуже мы воспринимаем их цветовую составляющую. В почти полной темноте мы видим лишь черно-серые силуэты. Ровно и наоборот, чрезмерно ярко освещенные или излучающие свет объекты кажутся нам белыми или бесцветными. Например, солнце, или поверхность колоколов в отраженном солнечном свете. Таким образом становится понятно, что должен существовать условно-эффективный диапазон яркостей, при которых цветовые свойства проявляют себя максимальным образом.
Для того, чтобы посмотреть на цвет с точки зрения яркости, удобно воспользоваться пространством Lab, где яркость (L = Luminocity) отделена от цвета (a, b = абстрактные параметры). Давайте посмотрим на цветовой круг из книги Маргулиса "Photoshop LAB Color. Загадка каньона и другие приключения в самом мощном цветовом пространстве".
Безусловно, наши размышления будут ограничены рядом условностей, связанных с невозможностью передать полностью пространство Lab - это не позволяют сделать как современные мониторы, так и фиктивные (не существующие в реальности) цвета, ведь это пространство математически абстрактное. Одна из таких условностей - значение 50 единиц (из 127 возможных), которое Маргулис откладывает в основных направлениях плоскости ab. Дело в том, что цвета, которые могут воспроизвести современные устройства вывода (принтеры, печатные машины, мониторы) практически целиком укладываются в диапазон +/-50 по каждой из осей a, b. Нет смысла рассматривать цвета вне этого пространства, тем более, чем дальше, тем ближе они будут к фиктивным.
Итак, на рисунке выше мы видим, как меняется цвет в зависимости от яркости. Первое, что бросается в глаза - все яркие цвета являются блёклыми, как бы выбеленными. Особенно хорошо это наблюдается в диапазоне примерно 75-100L (внешняя часть круга). В диапазоне 50-75L цвета выглядят существенно лучше, однако еще недостаточно "сочно". А вот в диапазоне 25-50 цвет проявляет свои самые характерные свойства. Это особенно хорошо видно по красной (Red), голубой (Blue) и желто-зеленой (Lime) составляющим. Исключение, пожалуй, составляет желтый (Yellow), который при добавлении черного становится грязнее. Это знание нам пригодится при работе с лицами. Тем не менее, в диапазоне 25-75L желтый цвет более сочный, практически глиняный. При яркостях примерно ниже 10L цвета начинают сливаться в черную точку.
Попробуем оставить на рисунке только те цвета, которые являются условно-сочными. К таким я отнёс цвета в диапазоне примерно 10-65L.
Сравните с теми цветами, которые мы прикрыли (условно-малосочные). Это ярко-блеклые, а также темно-черные цвета в диапазонах примерно 0-10L и 65-100L.
Мы приходим к тому, что "сочный" (я его иногда еще называю жирным) цвет живёт в диапазоне яркостей 10-65%, где 0% - абсолютно черная, 100% - абсолютно белая точки. На привычной нам гистограмме этот диапазон будет выглядеть примерно так (обозначено чёрным):
Или так (обозначено серым).
Два интерфейса - Levels и Curves, я привожу для того, чтобы этот диапазон был понятен относительно привычных инструментов работы с яркостной составляющей. Этот диапазон примерный и субъективный, если вас заинтересуют эти соображения, можно выработать собственные подходы.
Плавно подбираемся к практической стороне вопроса. Для того, чтобы цвета на картинке заиграли, с точки зрения яркости необходимо:
1. Размещать сюжетно-важные области изображения внутри обозначенного диапазона.
2. По возможности повышать контраст внутри этого диапазона, в т.ч. за счет других диапазонов.
Исключение, пожалуй, составляют лица. Помните, мы говорили, что желтый цвет проявляет свои свойства в более ярких диапазонах? Лично я стараюсь размещать лица в диапазоне 50-80L. Опять-таки, это чисто субъективно.
Рассмотрим пример.
Перед нами картинка с "правильным" распределением яркостей - гистограмма заполнена от левого до правого края, в светах и тенях нет принципиальных отсечек, горб приходится по центру. Динамический диапазон используется максимально, нет общего тонального завала в светлую или темную сторону.
На самом деле, вполне неплохая по качеству картинка. Но на мой вкус, несколько блёклая. Посмотрим, в каких диапазонах находятся сюжетно важные области.
голубое небо: 54-86L
красный кирпич: 43-59L
желтые столбы: 52-84L
Теперь попробуем загнать сюжетно важные области ближе к диапазону 10-65L с одновременным повышением контраста. Для этого картинку нужно чуть притемнить так, чтобы в интересующий нас диапазон попало больше информации интересующих нас областей. При этом тени желательно притемнить чуть сильнее, чтобы повысить в этом диапазоне контраст. Кривая может быть, например, такой.
Обратите внимание, работать с яркостной составляющей не обязательно в пространстве Lab (канал L). Тоже самое можно делать с композитной RGB кривой (а также CMYK, только наоборот) - это не имеет принципиального значения. Речь не идёт о готовых рецептах, мы лишь рассматриваем некоторые подходы.
Вот примерный результат.
голубое небо: 43-77L
красный кирпич: 36-49L
желтые столбы: 42-72L
Вторая картинка смотрится сочнее, хотя общая тональность сдвигается к теням и часть из них отсекается. Важно, чтобы при этом не отсекались важные в плане детализации области.
Хочу привести и обратный пример, когда повышение сочности не требуется.
Да, во втором варианте мы выдавили цветной сок, но напрочь убили нежные тонально-цветовые переходы.
Вот такие мысли. Напомню, ненаучные и субъективные. Буду рад, если кому-то окажутся полезными. Хотя ничего нового, думается, я не озвучил, т.к. многие сильные мира сего еще в пленочные времена снимали с недодержкой.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →