Павел Косенко (pavel_kosenko) wrote,
Павел Косенко
pavel_kosenko

Шагающие человечки


(с) Анри Картье-Брессон

Большинство фотографов, увлекшихся уличной фотографией, проходят замечательный и очень важный этап своего развития. Я называю его «шагающие человечки». Не минула сия чаша и меня самого, что уж там. Настало время сказать правду! Кто если не я?

Итак, что же это такое — «шагающие человечки»? Я бы сказал, что это способ фотографического мышления. Заключается в том, что автор уже научился видеть интересные геометрические формы в окружаещем его пространстве (особенно богаты на формы пространства городские), и теперь испытывает естественное желание оживить эти формы. Соответственно, найдя необычный геометрический «задник» (задний план), фотограф ждет, когда в нем появится что-то живое. Вбежит кошечка, вспорхнет птичка или, что самое вероятное — войдет человечек.

Если же человечек не войдет, а например, впрыгнет, может уже получиться шедевр! А если человечков будет несколько, да еще и кошечка войдет, и птичка впорхнет, шедевр гарантирован.

Вот, собственно, и весь секрет уличной фотографии. На своем мастер-классе в Москве в 2010 году Стив Маккари сказал: «Есть только два способа делать уличную фотографию. Первый — вы находите эффектный задник, и ждете, когда на его фоне появится выразительный «передник», то есть человек или, скажем животное. Второй — вы находите выразительный «передник» (фактурного персонажа) и бежите за ним, пока не появится эффектный задник.» Решающий момент Картье-Брессона в действии!

Обычно, используя этот метод, можно получить весьма необычные снимки (извините за тавтологию). Особенно на взгляд начинающего фотографа. Но если присмотреться к ним внимательнее, часто видно, что это тщательно продуманные, математические кадры. Как только зритель «расшифровывает» фотографию, понимает методику его съемки, она неизбежно перестает восхищать его также, как прежде. Загадочность усиливает эффект восприятия, решенный же «ребус» наоборот — его ослабляет.

Посмотрим внимательно на заглавный снимок к этой статье, хорошо известную фотографию Анри Картье-Брессона. Очевидно, автор подметил афишу с балериной, лужу с присобовлениями для ее перепригивания и то, как отражаются в луже перепрыгивающие ее прохожие. Осталось лишь дождаться, когда очередной прохожий сделает это. Вполне вероятно, фотограф сделал 10, 20 или даже 100 дублей, чтобы поймать нужную ему фазу движения. В итоге получил тот снимок, который хотел. Тщательно продуманный и заранее спланированный. С решающим моментом нажатия на кнопку спуска.

На первый взгляд эта фотография кажется абсолютным шедевром и, по сути действительно им является. Почему? Ведь в наше время любой фотограф может сделать подобный кадр, формула «решающего момента» давно раскрыта. Все просто — Брессон был первым. Все остальные использовали его открытие, иногда удачно, иногда не очень, но всегда оставаясь вторыми, третьими и далее согласно нумерации.

У целого поколения уличных (и не только уличных) фотографов, выросших на наследии Брессона, можно увидеть массу фотографий с «шагающими человечками». Иногда совсем просто, в лоб. Иногда чуть сложнее. Иногда очень сложно. Давайте посмотрим несколько примеров, ставших на сегодня уже классикой. Теперь вы знаете, как были сделаны эти шедевры. Не так уж и сложно, не правда ли?


Стив Маккарри


Стив Маккарри


Дэвид Алан Харви


Константин Манос


Константин Манос


Алекс Уэбб


Алекс Уэбб


Бруно Барби


Бруно Барби


Трент Парк


Гарри Груйер


Гарри Груйер


Томас Дворжак


Никос Экономопулос


Георгий Пинхасов


Георгий Пинхасов


Сол Лейтер


Сол Лейтер

Продолжать можно до бесконечности. Кстати, никто не мешает использовать принцип «шагающих человечков» в постановочной фотографии:


Элиот Эрвит


Родни Смит

И что же, спросите вы? Неужели все эти фотографии скучны лишь потому, что на них есть «шагающие человечки»? Конечно, нет, я так не скажу. Да и кто я такой, чтобы высказывать подобные суждения? Более того, многие из этих снимков нравятся даже мне, зрителю весьма искушенному и придирчивому.

Но вместе с тем, я вижу конкретный прием, который использовали авторы, делая эти фотографии. Иногда удачно, иногда не очень. Собственно, ведь никто и не запрещает использовать приёмы. Вся современная фотография в той или иной степени использует те или иные приемы. Но когда прием читается слишком явно, более явно, чем смысловое и эмоциональное содержания кадра, все же становится скучнее.

Понятно, что в данном случае я вырвал все эти, безусловно, замечательные фотографии из контекста, акцентируя внимание на самом приёме. В реальной жизни почти все эти работы — часть серий и проектов, авторского высказывания на определенную тему. Любой прием это всего лишь средство для передачи содержания.

Поэтому любой эффектный прием можно (и, пожалуй, нужно) изучать, учиться использовать в своей фотографической практике. Но не стоит зацикливаться на приемах. Не стоит и забывать, что времена Картье-Брессона давно прошли, и простое повторение пусть некогда и революционного метода уже не привносит в фотографию ничего нового — ни смысла, ни технологии. Простые повторения этих уроков похожи на ученические упражнения, не более того. Особенно, когда прием используется ради самого приема, не являясь частью комплексного высказывания автора. Скажу честно, я и сам этим грешу.

[В этом месте должно быть много моих собственных снимков с шагающими человечками, но совесть не позволяет ставить их в один ряд с классиками современной фотографии.]

На этом всё. Извините за менторский тон. Я просто захотел подбросить на вентилятор. В следующий раз напишу статью под названием «Въезжающие велосипедисты».

Подписывайтесь на мой канал в Телеграме. Я в других соцсетях — Инстаграм, Фейсбук, Вконтакте.

Tags: статьи
Subscribe
promo pavel_kosenko january 1, 2010 00:05
Buy for 50 tokens
Полный список фототуров и выездных мастер-классов: http://www.frameway.club
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments