Павел Косенко (pavel_kosenko) wrote,
Павел Косенко
pavel_kosenko

Category:

Портретник 85 1.2 (продолжение)

Портретник

В продолжение вчерашнего разговора о резкости на Canon 85 f/1.2L II. Протестировали мы сегодня с Серёгой Новожиловым два таких стекла, часа 3 на это убили (его тоже заинтересовал поднятый вопрос). Тщательно снимали, в студии, со штатива, с тросиком, по 3 дубля, с разными диафрагмами и точками фокусировки. Кроме 85 f/1.2 заодно протестировали 50 f/1.2 и 70-200 f/2.8. И вот что мы поняли.

Сначала про 85 f/1.2. Оба экземпляра оказались практически ничем не отличающимися. Волшебное стекло! И резкое. Не говоря уж о самом рисунке. Но резкость эта сконцентрирована в центре и ощутимо снижается ближе к переферии. Что особенно заметно на открытых диафрагмах. А теперь вспомним, где у нас обычно центральный объект (голова, глаза) на портрете "в полный рост"? Правильно, ближе к краю кадра. Бывают, конечно, и по центру, зависит от композиции и сюжета. Но лично я бил тревогу именно по поводу ситуации, когда человек занимает весь кадр. Избыточное ощущение мыльности при этом основано на следующих, в некоторой степени психологических факторах:

1. В центре (на животе, например) резкость выше. От этого крыша едет, т.к. наводился ты по лицу. И начинаешь сразу думать про бэкфокус/фронтфокус и проблемы фокусировки. Но на самом деле их нет, а если и есть, то это другая проблема.

2. Как правило, перед съёмкой портрета в рост мы снимаем лицо крупным планом. Увеличивая расстояние до центрального объекта, мы не только смещаем его к краю (как правило), но и уменьшаем "разрешительную способность" объектива, если так можно выразиться. А в сравнении две таких фотографии играют не в пользу ростового портрета, он кажется слишком мыльным по сравнению с "только что крупное лицо".

В общем, если кратко - кэноновское 85 f/1.2 (вероятно, аналогичные ему и других брендов), в первую очередь стекло ближнего боя. Именно здесь оно проявляет себя во всей красе. И именно здесь в сюжете менее важны перефирийные области изображения, т.к. крупное лицо распологается в районе центра кадра.

Очень похожая, если не сказать такая же, ситуация со стеклом 50 f/1.2. В центре резкое, на переферии менее резкое. Чем больше открываешь дырку, тем больше разница. Но ведь такие стёкла и нужны из-за своей светосилы! Можно делать сверх-малую ГРИП и снимать в полутьме. Странно было бы платить две-три цены за 1.2, а снимать в основном на 11 :) Значит, описанное поведение резкости - это именно особенность рассматриваемого класса оптики. Рисунок, боке, светосила с близкого расстояния, вот их сила и вообще говоря, задача.

70-200 f/2.8L имеет минимальную дырку 2.8, поэтому у него перефирийные искажения по резкости не такие заметные. И ещё, в т.ч. за счёт стабилизатора IS, в наших экспериментах, это стекло давало наиболее стабильный результат по резкости. Пожалуй, для себя я определяю, что это вполне удобное стекло для съёмки в полный рост. Ну или 16-35 f/2.8, которым можно расстреливать в упор, которое будет много резче описанных выше, но про боке и малую ГРИП можно забыть :) Также в полный рост можно снимать и 85-ым, и полтинником 50, но надо стараться располагать лицо ближе к центру.

На фото я, кстати :) Без претензии на художественную ценность, просто посмотрите, что такое 85 f/1.2 в ближнем бою. Отходить дальше композиции "поясной портрет", думаю, не имеет смысла. Снимать крупнее, конечно можно и нужно - резкость и качество картинки в целом будет только улучшаться.

Портретник

А вот 100% кроп из центра:

Портретник

Обратите внимание, что максимальная резкость в центре кадра, хотя резкость наведена по глазам. Если стоит задача вытянуть максимальное качество, думаю, надо снимать по центру и кадрировать при обработке. При портрете не мельче поясного на самом деле эти нюансы с резкостью абсолютно приемлимы. Скорее всего, кроме замороченных никто их и не заметит. Не говоря уж о более крупном портрете.

Вот такие мысли. Как и обещал, поделился по факту углубления. Я для себя вроде бы полностью разобрался с возникшим вопросом.

P.S. Большое спасибо всем, кто высказал мнения и особенно тем, кто прислал примеры. И особенное спасибо Новожилову :) Помощь очень помогла мне осознать стекло 85 1.2, а заодно и доосознать 50 1.2 :)

UPDATE. Тех, кого интересует поднятый вопрос, настоятельно рекомендую изучить комментарии к этому посту. Там много полезных дополнений, с примерами и рисунками.
Tags: жизнь, исследования, фототехника/экипировка, я
Subscribe
promo pavel_kosenko январь 1, 2010 00:05
Buy for 50 tokens
Полный список фототуров и выездных мастер-классов: http://www.frameway.club
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 126 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →