Павел Косенко (pavel_kosenko) wrote,
Павел Косенко
pavel_kosenko

Несколько слов о Smart Sharpen


В своей статье Синдром малорезкости я сделал предположение, что любой способ повышения резкости так или иначе можно свести к работе с фильтром Unsharp Mask (а в самом общем виде к фильтрам группы Filter - Blur). В последствии я получил много вопросов о том, почему в статье не упомянут инструмент Smart Sharpen, который появился в Adobe Photoshop CS2. Вроде бы как он настолько прогрессивен, что его действие подобно волшебству.

На самом деле ответ прост - в своем исследовании я старался познать не конкретные инструменты, а сами принципы повышения резкости. Фильтр Unsharp Mask в этом ракурсе был рассмотрен в качестве базового, т.к. все методы так или иначе сводятся к работе с ним. Остальные фильтры меня не интересовали именно по причине своей вторичности - инструментов и способов много, у меня не было цели описывать каждый. Понимая принципы, изучение конкретных инструментов и даже придумывание собственных не составляет труда. Однако если многих интересует именно Smart Sharpen, почему бы не разобраться в том, как он работает. Мне вот уже тоже интересно стало.

Smart Sharpen

Первое, что я выяснил - как бы нам этого не хотелось, Smart Sharpen не является революционным инструментом. Всё, что позволяет делать этот фильтр, можно сделать с помощью нерезкого маскирования, т.е. используя лишь фильтры группы Filter - Blur. Никакой тайны в работе фильтра нет и его действие предельно понятно. Однако Smart Sharpen достоен нашего внимания как минимум по двум причинам:

  1. Этот фильтр даёт весьма удобный доступ к раздельному шарпингу для светлых и темных областей изображения.
  2. Позволяет прямо в интерфейсе управлять алгоритмом размытия, который используется для нерезкого маскирования. В частности, это может быть полезным при попытках избавиться от "шевелёнки".
Изучение инструмента Smart Sharpen не будет вредным, но я решил, что задача не настолько сложна, чтобы погружаться в собственные исследования. Тем более материала в интернете предостаточно. Я просто предлагаю перевод одной англоязычной статьи, которая, на мой взгляд, весьма популярно рассказывает о работе Smart Sharpen. Перевод не дословный - я старался сделать текст максимально простым и понятным. Да и переводом я никогда до этого, честно говоря, не занимался, так что не судите строго. Важно понимать, что описание Smart Sharpen, как и любого другого конкретного инструмента/метода/способа, не может претендовать на полноценное раскрытие темы. Для эффективного использования того же Smart Sharpen необходимо понимать принципы нерезкого маскирования и ключевые подходы, попытку изложения которых я предпринимал в статье Синдром малорезкости.

Smart Sharpen

Источник: http://photoshoptips.net/2006/03/09/smart-sharpen
© Аффтара статьи определить не удалось
(картинки оригинальные)

Smart Sharpen - новая фича, появившаяся в Adobe Photoshop CS2. К сожалению, этот фильтр не доступен в предыдущих версиях Adobe Photoshop. Это первое изменение в меню Filter - Sharpen за 14 лет!

Вызвать фильтр можно из меню Filter > Sharpen > Smart Sharpen.

Smart Sharpen

Первое, что бросается в глаза - опция переключения между режимами Basic (Базовый) и Advanced (Расширенный). Далее располагается выпадающее меню Settings, которое позволяет сохранять настройки и возвращаться к ним в будущем. Еще ниже мы видим элементы управления параметрами Amount и Radius.

Пока что всё это очень напоминает инструмент Unsharp Mask. Разница заключается в выпадающем меню Remove, в котором к выбору доступны три варианта - Gaussian Blur, Lens Blur и Motion Blur. Каждая из этих опций указывает на тип размытия, который мы хотим удалить. И наконец, если выбрать опцию Advanced, то перед нами появятся три дополнительные закладки - Sharpen (Резкость), Highlights (Света) и Shadows (Тени). Эти параметры позволяют управлять резкостью раздельно для средних, светлых и темных тонов. Это весьма полезно, потому что частенько тени требуется пошарпить не так сильно, как светлые области (или наоборот).

Smart Sharpen

Теперь рассмотрим подробно все элементы управления Smart Sharpen.

Remove

Smart Sharpen

Эта опция позволяет нам устранять нерезкость, причиной которых являются три типа размытия - Gaussian blur, Lens blur и Motion blur.

Удаляем Gaussian Blur

Размытие Gaussian Blur очень похоже на то, что мы видим, когда картинка получилась вне фокуса. Используйте этот вариант, если ваше изображение имеет равномерно мягкое размытие, без областей с нормальной резкостью. Remove Gaussian Blur скорее всего исправит проблему, если картинка незначительно вне фокуса. Действие этой опции очень похоже на Unsharp Mask, фактически ничего нового.

Smart Sharpen
(применено размытие Gaussian Blur)

Smart Sharpen
(после применения Smart Sharpen, Remove Gaussian Blur)

Удаляем Lens Blur

"Линзовое" размытие очень похоже на Gaussian'овское, с той лишь разницей, что оно более явное. Опция Remove Lens Blur позволяет удалить такое размытие вдоль контуров, причем без появления характерных ореолов. Эта опция также полезна для картинок с высокой степенью детализации.

Smart Sharpen
(применено размытие Gaussian Blur)

Smart Sharpen
(после применения Smart Sharpen, Remove Lens Blur)

Удаляем Motion Blur

Размытие от движения появляется, когда во время съемки камера или объект перемещаются, или если используется длительная выдержка. Если выбрать вариант Remove Motion Blur, вы получите доступ к опции выбора угла движения. Если аккуратно подобрать этот угол, то можно избавиться от расплывчатого следа движения на картинке.

Remove Motion Blur лучше всего работает, если размытие вызвано движением лишь в одном направлении. Если во время съемки камера перемещалась в разных направлениях, то результат применения этой опции вряд ли будет удовлетворительным. Тем не менее вы можете попробовать эффект Remove Motion Blur еще раз, если четко видите второй угол движения на картинке.

Smart Sharpen
(применено размытие Motion Blur)

Smart Sharpen
(после применения Smart Sharpen, Remove Motion Blur)

Режим Advanced

Нередко мы хотим повысить резкость для одних областей картинки и при этом не затрагивать другие. Иногда мы хотим пошарпить некоторые области больше или меньше, чем другие. Отложите в сторону инструменты выделения, потому что со Smart Sharpen они вам вряд ли понадобятся.

Выберите режим Advanced, чтобы появились три дополнительные закладки, называемые Sharpen, Shadow и Highlight. На каждой из них расположено по три ползунка, которые называются Fade Amount, Tonal Width и Radius.

Smart Sharpen

Основное преимущество режима Advanced заключается в том, что он позволяет управлять резкостью раздельно для средних, светлых и темных областей изображения. Причем мы будем контролировать области, где резкость будет повышена в меньшей степени.

Параметр Fade Amount контролирует силу шарпинга в каждой области, которая содержит тени или света (в зависимости от того, какая закладка выбрана). Если вы увеличиваете это значение в закладке Shadows, то повышение резкости будет меньше действовать на более темные области. Тоже самое будет происходить по отношению к более светлым областям, если увеличивать значение Fade Amount в закладке Highlights. Большая степень Fade Amount соответствует меньшей степени шарпинга.

Продемонстрируем это на примере.

1. Возьмем вот такую вот арку.

Smart Sharpen

2. Делаем приближение, чтобы видеть тени. Устанавливаем Fade Amount = 100%.

Smart Sharpen

3. А теперь для этой же картинки устанавливаем Fade Amount = 0%.

Smart Sharpen

4. Как видите, когда для теней установлен Fade Amount = 100%, резкость для в них не увеличивается, а когда мы устанавливаем 0%, тени шарпятся также, как и вся остальная картинка. Предельно ясно!

Параметр Tonal Width контролирует, какие тона попадут под снижение эффекта резкости. Tonal Width определяет разницу между самой светлой и самой темной областями изображения. Ползунок Tonal Width устанавливает какие значения тонов будут подвержены (или не подвержены) увеличению резкости. Чем меньше это значение, тем более светлые света или темные тени (в зависимости от того, в какой закладке мы работаем) будут подвержены действию шарпинга.

Рассмотрим пример.

1. Снова возьмем нашу картинку с аркой. Прежде всего установим Fade Amount = 100%, иначе мы не увидим воздействия параметра Tonal Width. Затем в закладке Shadows задаем Tonal Width = 0%. Обратите внимание, что все области пошарплены одинаково, как буд-то мы и не обращались к закладке Shodows. Это происходит потому, что диапазон тонов для снижения эффекта резкости задан как 0%, т.е. отсутствуют пиксели, попадающие под это условие.

Smart Sharpen

2. А теперь установим Tonal Width = 100% и пронаблюдаем, как эффект увеличения резкости будет снижен для всех темных тонов.

Smart Sharpen

Параметр Radius определяет, какие области относятся к теням или светам. По сути задается размер области вокруг каждого пикселя, который определяется как свет или тонь. Больший радиус задает большие пятна, распознаваемые как света или тени.

Теперь попробуем применить Smart Sharpen к какой-нибудь реальной картинке.

1. Берем первую попавшуюся фотографию с сайта http://www.sxc.hu

Smart Sharpen

2. Открываем Filter > Sharpen > Smart Sharpen. Выбераем опцию Advanced и убеждаемся, что все параметры в закладках Shadows и Highlights установлены по нулям.

Smart Sharpen

3. Возвращаемся к закладке Sharpen и подбираем оптимальные значения, делающие картинку в целом более резкой.

Smart Sharpen

4. Теперь идем в закладку Shadows и подбираем значения ползунков таким образом, чтобы удалить как можно больше нежелательного шума в тенях. На самом деле мы не удаляем шум, а просто снижаем действие эффекта увеличения резкости в тенях, т.к. в темных областях он лишь дает нежелательный эффект.

Smart Sharpen

5. Теперь перемещаемся в закладку Highlights и аналогично подбираем параметры таким образом, чтобы ослабить шум резкости в светах. При подборе параметров важно сохранить картинке общую мягкость, т.е. недопустить перешарпа.

Smart Sharpen

6. Начальное и конечное изображения имеют тонкие отличия, вся философия в том, какие именно.

А вот еще один пример повышения резкости с помощью Smart Sharpen.

Smart Sharpen
(до)

Smart Sharpen
(после)



Ну вот и вся статья. По-моему всё понятно. Я во всяком случае вроде разобрался и даже нашел для себя пользу в применении. Если что не понятно - спрашивайте, постараюсь помочь. Спасибо blyg'у за подкинутый линк. Как всегда, буду благодарен за критику (в роли переводчика выступаю впервые), любую дополнителняющую информацию и ссылки на результаты ваших экспериментов!
Tags: исследования, статьи
Subscribe
promo pavel_kosenko january 1, 2010 00:05
Buy for 50 tokens
Полный список фототуров и выездных мастер-классов: http://www.frameway.club
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 68 comments
интересно
надо будет каждое попробовать на своих фотках)
И не забываем присылать линки на результаты :)
Титан! :) Перечитывать не стал, доверяю тебе, но твоя забота о благе фотографирующей части человечества достойна уважения. Особенно если учесть, что человечество - существо неблагодарное :)
У меня забота в первую очередь о фотографирующей части моего мозга - самому же интересно понять! :)
А чем не устраивает просто unsharp mask в канале lightness?) А для стаканчика имхо вообще лучше в SMYK просто чёрный канал пошарпить, будет очень так акуратно) Но, статья полезная это 100% )
1) UM по каналу L - способ хороший, но уж больно примитивный. Ну т.е. я его сам использую активно, однако для требуемого результата этого далеко не всегда достаточно.
2) Лично я стараюсь использовать пространство CMYK только в крайних случаях, потому что конвертация в него (а потом еще и обратно) вносит очень существенное и заметное глазу искажение цвета. В данном примере стаканчик пошарпить можно, думаю, лучше и без канала К.

ex_ratobylsk79

11 years ago

pavel_kosenko

11 years ago

ex_ratobylsk79

11 years ago

pavel_kosenko

11 years ago

Спасибо! :)
Я ж, ворона, только первой вкладкой пользовалась! Не заметила shadow и highlight попросту! Ужас!!! :)
спасибо!!!
В данном случае буквально не за что :)

karapuzzz_lapuz

11 years ago

Anonymous

August 3 2007, 08:46:14 UTC 11 years ago

Спасибо
Незачта :)

dzeso

11 years ago

Интиресно !!!!!!
кои что надо будет попробовать

Спасибо за труд-))) Павел!!!!!
Не за что! :) Я лично для себя кое-что нашел.
Спасибо! очень интересно. Как раз появилось много фоток на дрожащих лапсах. Буду пробовать исправлять
Скажу честно - Remove Motion Blur для анти-шевелёнки попробовать применить можно, но реально я еще не встречал по-настоящему удачных экспериментов. Присылайте ссылки, если получится! Ну т.е. в теории Remove Motion Blur работает, но на практике лично я сомневаюсь.

egarimea

11 years ago

Хороший перевод. Доступно и верно.

Не нашел, правда, рассмотрения опции "More Accurate". Где-то попадалась заметка про Smart Sharpen, в которой рекомендовалось снять галочку для достижения лучшего качества. Уж не помню почему и зачем :)
Да, в статье почему-то эта опция опущена. Но я вроде обратного эффекта от неё не пронаблюдал :)
спасибо, пользительно.
пользовался всегда UM.
И правильно делали :) Но для некоторых задач Smart Sharpen удобнее. Но главное, ни то ни другое не является универсальным способом и не отменяет ключевых подходов к шарпингу.
полезно!
надо опробовать :)
На самом деле Smart Sharpen - лишь малое добавление к инструментарию поышения резкости, который у меня описан в основной статье :)
Паш, скажи пожалуйста. В итоге - есть смысл блюрить и складывать(как в синдроме...)? или все-таки проще пользоваться смартшарпом? или я плохо прочитал все статьи? =)
Блюрить и складывать точно не надо :) Там это был лишь пример, чтобы разобраться с физикой процесса. Хотя, порой и такой способ может пригодиться. Смарт Шарпен, честно говоря, мне в итоге меньше нравится. Я пришел к шарпингу через хитрую методу, которую пеализовал в своём экшене Intelligent Sharpen, пробовал?

dan_crown

10 years ago

pavel_kosenko

10 years ago

dan_crown

10 years ago

Сегодня случайно набрел на Ваш журнал

Много нашел интересного Весьма и весьма признателен
Я рад!

Валерий

6 years ago

Хех, продолжаю осваивать Ваши статьи по шарпингу. Хорошо пишете! ;)

P.S. Немножко прошёлся по комментам... В общем, если будут мысли по поводу, как без потери цветов переходить от одной цветовой модели к другой: не могли бы Вы высказать их также? Я думаю, много народу было бы ну чересчур благодарно!))

Ещё раз большое спасибо за Ваш труд, потраченное время и усилия! Пошёл читать дальше...))
Извините, но ни Вы, ни автор, которого Вы привели, совершенно не разобрались в работе этого фильтра.
Хочу добавить, что в отличии от USM, Вы с помощью только инструментов блюра, не сможете воспроизвести работу этого фильтра.

pavel_kosenko

9 years ago

skitalets_61

9 years ago

pavel_kosenko

9 years ago

skitalets_61

9 years ago

pavel_kosenko

9 years ago

skitalets_61

9 years ago

pavel_kosenko

9 years ago

skitalets_61

9 years ago

pavel_kosenko

9 years ago

skitalets_61

9 years ago

pavel_kosenko

9 years ago

skitalets_61

9 years ago

pavel_kosenko

9 years ago

skitalets_61

9 years ago

pavel_kosenko

9 years ago

zhur74

9 years ago

skitalets_61

9 years ago

pavel_kosenko

9 years ago

skitalets_61

9 years ago

pavel_kosenko

9 years ago

skitalets_61

9 years ago

pavel_kosenko

9 years ago

skitalets_61

9 years ago

pavel_kosenko

9 years ago

skitalets_61

9 years ago

pavel_kosenko

9 years ago

skitalets_61

9 years ago

pavel_kosenko

9 years ago

skitalets_61

9 years ago