Павел Косенко (pavel_kosenko) wrote,
Павел Косенко
pavel_kosenko

Categories:

«Среда». Предыстория




За последние 3 месяца так много всего произошло, что я уже начинаю забывать, с чего все начиналось. А ведь это ужасно важно и интересно – как строятся великие компании! Решил начать записывать для себя, ну и для истории, конечно.

Почему это интересно мне, понятно – я владелец и будущий миллиардер. Но почему это должно быть интересно читателям моего блога? Удивительно, но факт: вы совершенно не обязаны интересоваться моими успехами и неудачами. Но мне совершенно не жалко, если вы понаблюдаете за ними со стороны. Более того, вы можете смело красть идеи, критиковать, смеяться, задавать вопросы, оставлять отзывы, пожелания или делать нам коммерческие предложения.

Ну а если не интересно, можете смело пролистывать эти посты. Основную их часть я буду прятать под кат, оставляя снаружи лишь короткое вступление. Но потом не обижайтесь – история успеха останется от вас в стороне, вы сможете лишь прочитать о ней в будущем. В настоящем же приглашаю принять в ней участие. И, возможно, даже стать ее частью.

Предистория

Если уж копнуть совсем к корням, то все началось в 2008 году с моего желания учиться обработке фотографий, о чем я сообщил в своем блоге. Речь шла о том, чтобы пригласить в Москву киевлянина Александра Онищенко. Любопытно, что с самого начала я не планировал зарабатывать на этом. Наоборот, я был готов тратить деньги. Кто бы мог подумать, что идея найдет живой интерес и уже через месяц состоятся два семинара, в которых примут участие 29 человек (сохранились даже списки участников и их отзывы).


Самый первый организованный семинар. Июнь 2008 г.

Все мы остались весьма довольны этими занятиями, поэтому меня тут же начали засыпать просьбами привезти кого-нибудь еще. Самому мне очень хотелось послушать Алексея Шадрина, и в этот раз предложение снова нашло поддержку. В итоге уже через 2 месяца состоялся новое мероприятие, на которое пришло 26 человек.


Семинар Алексея Шадрина. Сентябрь 2008 г.

Обратите внимание – в правом верхнем углу кадра стоит (и смотрит в камеру) тот самый Великий и Могучий Андрей Журавлев, ныне Маргулис всея Руси, как я его ласково называю. Но это теперь, а тогда про него никто ничего не слышал, и я тоже. Он просто пришел на семинар, также как и я – пообщаться со специалистом, встретиться с интересным человеком, поучиться новому.

Познакомились мы несколько месяцев спустя, после очередного, к тому времени уже шестого или седьмого семинара Александра Онищенко, которые собирали все больше и больше желающих. В какой-то момент на семинар по Raw-конвертации записалось более 50 человек и нам впервые стало тесно в помещениях Школы Современной Фотографии.


Один из семинаров по Raw-конвертации. Декабрь 2008 г.

Если присмотреться, то на заднем ряду можно увидеть еще одного будущего преподавателя нашей фотошколы, моего друга и коллегу Антона Мартынова. Который, опять-таки, также как и я, также как и Андрей Журавлев, изначально пришел на семинар в качестве участника – поучиться новому. Вообще, эта привычка сохраняется у всех нас и по сей день, чему лично я несказанно рад.


Великий и могучий Антон аля-Подакуни на семинаре Александра Онищенко. Декабрь 2008 г.

Но и с Антоном мы тогда еще не были толком знакомы.

Хотя мне всегда нравилось объединять людей, саму организаторскую работу я с самого начала воспринимал как неизбежную нагрузку и при любой возможности старался от нее избавиться. К тому моменту я уже начал зарабатывать на семинарах, но с радостью отказывался от своих заработков, если кто-то был готов взять на себя вопросы оплаты, помещений и т.д. Поэтому часть инициированных мной семинаров проводилось от имени других людей и фотошкол (своей фотошколы тогда у меня еще не было).

Если я скажу, что деньги меня не интересовали, то покривлю душой. Конечно, интересовали. Но они всегда имели вторичное значение. Первичен был и остается по сей день мой личный интерес к фотографии.

Тем не менее заработки росли, и в какой-то момент время, которое я трачу на семинары, стало конкурировать с основной работой. Я был директором по развитию и одним из соучредителей сети фотолабораторий «Фотопроект», это требовало от меня полного погружения. Поэтому надо было решать – или я ухожу с работы и занимаюсь собственным делом, или отказываюсь от семинаров и продолжаю заниматься Фотопроектом. У меня возникла третья идея – сделать одно частью другого, влить новое начинание в существующую компанию. С этим предложением я и пришел к партнерам.

В итоге в апреле 2009 года на сайте Фотопроекта появился новый раздел – «Фотошкола», а на рынке новая Школа «Фотопроект». Идея была прекрасна! Она позволила мне продолжать заниматься интересным делом уже вполне «легально». Более того, Фотопроект предоставил для нового подразделения ресурсы, которых лично у меня не было: помещения, бухгалтерию, техническую, финансовую, юридическую поддержку, и конечно, свой сайт с записью и онлайн платежами, а также клиентскую базу. Это был принципиально новый уровень!



Мы с коллегами, в числе которых к этому моменту уже был Андрей Журавлев, бросились на амбразуру. В первый же месяц мы провели 4 семинара, помещения для которых пока что арендовали. Но уже через месяц у нас появился свой первый класс.



Да, это была часть центра обслуживания Фотопроекта, но она была отделена от торговой зоны и по вечерам полностью в нашем распоряжении. Как сейчас помню, мы потратили 300,000 руб на то, чтобы провести туда вентиляцию, и еще 70,000 руб на наш первый проектор.

Вентиляция для меня всегда была очень важна. Я никогда не понимал, почему даже в крутых школах этому не уделяют должное внимание? Ведь в одном помещении собирается 10-20 человек! Им надо чем-то дышать. Тем более они думают, учатся, а не просто так сидят. Свежий воздух принципиально важен для комфорта и восприятия. Тем не менее везде, где мне доводилось арендовать помещения, вентиляции либо не было, либо она была условна. Особенно меня умиляли кивки в сторону кондиционера – ну вот, мол, вентиляция же. В общем, я был дико горд, что в нашей первой аудитории есть настоящая приточно-вытяжная вентиляция, ну и кондиционер тоже, естественно.

В августе к нам присоединился Антон Мартынов, с первой тогда еще версией легендарного ныне Базового курса для начинающих фотографов. На сегодняшний день мы провели этот курс более 50 раз, его окончили около 1000 человек. А первая группа, как сейчас помню, собрала 6 человек, из которых трое были нашими друзьями.

Размышляя о расширении деятельности за пределы Москвы, в октябре 2010 года мы провели первый пробный вебинар, который показал полную несостоятельность этой формы обучения. Технические проблемы и временные лаги превращали слушателей в мучеников, в итоге повествование материала, рассчитанное на 1 час, заняло 3. Невероятно низкая эффективность. Но самое главное – вебинар почти полностью исключает контакт участников и преподавателя, сводя его к приветствиям, типовым знакам и редким вопросам, которые успевает прочитать (но не успевает ответить) преподаватель. Аудитория превращается в безликую массу, чего я допустить никогда не мог. Для меня всегда имело принципиальное значение, кто находится на другом конце, и с какими знаниями выйдет после занятия каждый слушатель. Но еще больше меня интересовали и интересуют результаты, которых он добьется после обучения. Вебинары же больше подходят для «чёса», если выражаться языком профессиональных музыкантов. Впрочем, я не исключаю, что для определенных задач их можно использовать. Но не для основных, конечно. Реальное образование и вебинары не имеют ничего общего. Даже формат обычного онлайн-обучения, без вебинаров, и тот куда более перспективен.

Вообще, интересная штука с этими вебинарами получается. По моим наблюдениям те, кто ими занимается, сами толком не понимают, что именно они делают. Почему-то инициаторам вебинаров кажется, что они делают школу нового поколения, что конечно, совершенно не так. На самом деле они делают интерактивное телевидение нового поколения! Что гораздо круче, заслуживает всякого уважения и поощрения. Но это совсем другая деятельность! Существующая в другом информационном пространстве. Мне кажется, если ее позициониовать правильно, в соответствии с действительностью, то и клиентов будет намного больше.

Но вернемся к фотошколе. За первые полгода ее существования наши занятия посетили 570 человек. К этому моменту на постоянной основе у нас работало уже 3 преподавателя, и еще несколько мы приглашали на отдельные мероприятия. Кроме этого мы начали проводить творческие встречи с известными фотографами, и первым был Великий и Могучий Дима Шатров!

Чуть менее, чем через год после открытия школы у нас появился второй собственный класс. Конечно, с вентиляцией, кондиционированием и качественным проектором.


Второй класс. Март 2010 г.

В апреле 2010 года нас заметила компания Adobe и пригласила выступить на Creative Future. Лекция Андрея Журавлева собрала тогда 250 человек (при том, что вместительность зала была 180) – люди сидели в проходах, на головах, а ко входу в зал было не пробиться. Было даже неловко, оттого что параллельные аудитории были полупустыми, хотя в них выступали такие известные фотографы, как Андрей Разумовский. Мы собрали полный аншлаг! На этом же мероприятии я познакомился с Александром Сераковым, нежная дружба и сотрудничество с которым продолжается по сей день. Несмотря на то, что у него есть своя школа, в нашей он тоже периодически преподает, да и вообще у нас много общих интересов и взглядов на жизнь.

В мае 2010 года мы провели первое выездное мероприятие – фотопрактику в Тарусе.


Фотопрактика в Тарусе. Май 2010 г.

Тогда же стало понятно, что выездные семинары, мастер-классы, фототуры и т.п. – это отдельное направление, требующее других подходов к организации, другого штата сотрудников и много чего еще. Я с самого начала предлагал партнерам в Фотопроекте развивать это направление отдельно, но они не захотели им заниматься. Я же продолжал, и со временем эта деятельность выросла в компанию и клуб «Фреймвей», но это другая, хотя и связанная история.

Летом поочередно приехали из США и поочередно выступили с лекциями Великие и Могучие Андрей Твердохлеб и Илья Борг.


Лекция Ильи Борга. Июль 2010 г.

А в сентябре мы подписали договор о проведении совместных мастер-классов с National Geographic. Первыми выступили Великие и Могучие Кирилл Самурский, Александр Железняк и Сергей Горшков.



В ноябре у нас появилась третья собственная аудитория. Естественно, с вентиляцией, кондиционированием и качественным проектором. Сколько мы денег грохнули на все эти вентиляции, даже вспоминать страшно.



А с января 2011 года к нашему преподавательскому составу присоединился САМ! Великий и Ужасный Могучий Андрей Зейгарник! И одновременно с ним, не менее Великий и Ужасный Могучий Антон Горбачев!



Эти люди, также как и Антон Мартынов, не просто работают со мной по сей день, но и являются ключевыми преподавателями и вообще фигурами в нашей компании. Кроме этого, Антон Горбачев ныне занимает пост арт-директора. Всему этому я, конечно, несказанно рад.

К началу 2011 года мы проводили уже 20-25 занятий ежемесячно, то есть практически каждый день. Тогда это казалось очень много!

В апреле 2011 года, спустя два года после открытия, наша школа насчитывала 8 постоянных преподавателей, и еще 5 преподавателей мы приглашали на отдельные занятия.

В мае в стенах нашей фотошколы состоялся первый мастер-класс Великого и Могучего Петра Ловыгина! С тех пор мы работаем с ним постоянно. Как в Москве, так и на выездных мероприятиях.



В июле 2011 года произошло ключевое событие – мы обзавелись принципиально новыми аудиториями. Принципиально важным было то, что мы их арендовали специально для фотошколы, а не использовали подсобные помещения Фотопроекта. То есть смогли сделать аудитории такими, какими они и должны быть на самом деле, без компромиссов. Как сейчас помню, оборудование и ремонт (включая, само собой вентиляцию) обошлись нам в кругленькую сумму около 100,000$.





Главное – у нас появилась своя собственная полноценная фотостудия! В центре Москвы.

Далее было много чего еще. Мы выиграли тендер на обучение сотрудников компании Fujifilm и провели для них специальный курс длительностью 12 занятий.



Запустили множество новых программ, причем чем далее, тем они становились более разнообразными. Если когда-то, в начале пути мы организовывали в основном технологические семинары, то теперь куда больше занятий было посвящено вопросам композиции, психологии восприятия, истории фотографии. Стало появляться много практических занятий по съемке. У нас все чаще и чаще стали выступать известные фотографы, такие как Александр Петросян, Артем Житинев и другие.


Мастер-класс Александра Петросяна. Январь 2012 г.


Мастер-класс Артема Житенева. Март 2012 г.

Несмотря на то, что изначально я занимался всем этим с тем, чтобы учиться, со временем тоже подключился к преподаванию. Постепенно, начиная с 2009 года я освоился в этой роли, и к началу 2012 года чувствовал себя вполне уверенно. Поэтому, когда компания Canon пригласила меня выступить на «Радости творчества», я с удовольствием согласился. Этот мастер-класс собрал более 500 человек! Такой давки на свои выступления я никогда не видел ни до ни после этого.


Мой мастер-класс для Canon. Апрель 2012 г.

В сентябре 2012 года при поддержке Fujifilm и Фотохроники ИТАР-ТАСС нам удалось организовать выставку и мастер-класс Анзора Бухарского, который специально прилетел для этого из Узбекистана. На открытие пришло более 200 человек! Мы просто не смогли поместиться в помещениях Фотохроники, поэтому часть мероприятия провели прямо на улице. Как нас тогда милиция (тогда еще милиция) не забрала за «несанкционированный митинг» не понятно... Вот она, сила искусства!


На открытии выставки Анзора Бухарского. Сентябрь 2012 г.

В марте 2013 года при поддержке компании WD в концертном зале ЦДХ мы провели мастер-класс Георгия Пинхасова, единственного русского фотографа в Magnum Photos. Мастер-класс собрал 600 человек. При этом желающих было около 1500 человек, просто зал не смог всех вместить.



В декабре 2013 года мы запустили специальный курс в сотрудничестве с компанией Canon.

К ноябрю 2013 года мы наконец дозрели до собственного компьютерного класса. Мы решили сделать его бескомпромисным, и вложились не только в современные компьютеры iMac, но и полностью лицензионное ПО, включая Adobe Photoshop и Lightroom. Насколько мне известно, это единственный учебный компьютерный класс в Москве такого уровня.



1 марта 2014 года, снова при поддержке WD мы проводим большой мастер-класс еще одного фотографа Magnum Photos. На этот раз мы привезли грека Никоса Экономопулоса.





Несмотря на то, что мы продолжали делать много интересных мероприятий, мой личный интерес к фотошколе постепенно пошел на спад еще начиная с 2012 года. Это было связано с большим количеством рутинной работы и несоответствием моей роли и моей доли в этом бизнесе. Ведь это не была моя личная школа. Параллельно крайне активно развивалась (и развивается до сих пор) моя компания «Фреймвей», занимающаяся организацией выездных мастер-классов известных фотографов во всем мире. Я очень много путешествовал (например, в 2012 году меня не было в Москве 7 месяцев), времени на фотошколу оставалось все меньше и меньше.

Рано или поздно должен был настать момент, когда школа начнет «сдуваться». Так оно и произошло – постепенно прибыль пошла вниз, хотя запаса энергии хватило почти на 2 года, в течение которых школа работала практически на инерции. К лету 2014 года стало понятно, что школой нужно или начать активно заниматься, или продать тому, кто готов ею активно заняться. Мы начали искать покупателя (несмотря на слабые финансовые показатели к этому моменту, продавать было что), и вдруг...

... мой друг и партнер по «Фреймвею», Дима Кузнецов позвонил мне с неожиданной идеей. Такая корова нужна самому! Мы мгновенно пришли к взаимопонимаю, тем более давно работаем вместе. Я понимал, что на Диму могу положиться по очень многим вопросам. Вместе мы можем наладить, автоматизировать и делигировать все рутинные процессы, превратив бизнес в творчество. У меня резко загорелись глаза и открылось второе дыхание!

Мы договорились о сумме с моими партнерами в Фотопроекте и мгновенно провернули сделку, выкупив у них фотошколу. С 1 июля 2014 года Школа «Фотопроект» (старое название) полностью наша! И мы начали принципиально новый этап ее развития. Настолько новый, что теперь это уже даже не фотошкола, а нечто большее. Называется Творческая лаборатория «Среда». Но об этом я начну рассказывать в следующем выпуске нашего увлекательного сериала.

«Среда» – программы обучения фотографии в Москве
«Фреймвей» – выездные мастер-классы по фотографии

Tags: Среда, фотошкола
Subscribe
promo pavel_kosenko january 1, 2010 00:05
Buy for 50 tokens
Полный список фототуров и выездных мастер-классов: http://www.frameway.club
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 78 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →