Павел Косенко (pavel_kosenko) wrote,
Павел Косенко
pavel_kosenko

Categories:

Фотобумаги

Цветовой охват фотобумаги

В продолжение статьи 11 вопросов о печати цифровых фотографий, благодаря вопросам maxcom возникли новые соображения относительно различий типов фотобумаг. Я взял профайлы разных бумаг, посмотрел на них с помощью Profile Maker и сравнил между собой. Вот что получилось.

Матовая или глянцевая?

Прежде всего интересно сравнить самые популярные бумаги - матовую и глянцевую. В разных лабораториях используются печатные машины разных производителей (Kodak, Fuji, Konika, Agfa и др.), а также серии фотобумаг. Однако я думаю, результаты подобного сравнения в рамках одной серии будут довольно близкими, почему - будет объяснено ниже. Я сравнивал матовую и глянцевую бумаги Kodak Royal Digital Paper, которые используются в Фотопроекте при печати на Noritsu (минилабы с форматами печати от 10х15 до 30х90). Эта бумага лучше адаптирована для печати на современных печатных машинах. По сравнению с Kodak Professional Pro Photo, которая также используется в лабораториях с повышенным требованием к качеству, у Royal более плотная структура и именно матовая (а не тисненая) поверхность. Вот как выглядит цветовые охваты для исследуемых матовой и глянцевой бумаг:

Цветовой охват фотобумаги

Внешний контур - глянцевая бумага, внутренний - матовая. По графику видно, что цветовой охват глянцевой бумаги несколько шире. В области зелёных, фиолетовых и пурпурных оттенков цветопередача практически одинакова, а тёплых красно-оранжевых глянцевая бумага передаёт чуть больше.

Есть предположение, что физический и химический состав матовой и глянцевой фотобумаг одинаков. Отличается лишь покрытие (верхний слой), отражающие свойства которого в той или иной степени влияют на цветопередачу. Это подтверждает, в частности, такой опыт. Если напечатать фотографию на матовой и глянцевой бумаге, визуально отпечаток на глянце будет казаться контрастнее. Теперь наклеим на матовую бумагу кусок прозрачного скотча - картинка под ним станет выглядеть более контрастно, как и на глянцевой бумаге.

Вместе с тем для нас важны не теоретические размышления, а результат, т.е. итоговый отпечаток с учётом свойств бумаги. Несмотря на то, что основы матовой и глянцевой бумаг скорее всего одинаковы, за счёт разных поверхностей выглядят картинки на них по-разному. Это сказывается как на визуальном восприятии контраста, так и на цветопередаче.

Итак, фотография на глянцевой бумаге выглядит более контрастно и красочно. Это достоинство поверхности имеет обратную сторону. Глянец при просмотре отражает попадающий на него свет, таким образом бликует под разными углами. Обычно, просматривая такие фотографии, мы невольно ищем ракурс, который позволит избежать бликов. Также глянцевая бумага легко впитывает в себя отпечатки пальцев, которые непросто удалять и которые мешают просмотру. В плане практичности выигрывает матовая бумага.

При выборе между матовой или глянцевой бумагой я бы рекомендовал ориентироваться в первую очередь на предполагаемые условия просмотра. Например, если фотография будет висеть на солнечной стороне стены или если речь идёт о фото 10х15 для просмотра "из рук в руки", я бы предпочел скорее матовую бумагу. Если же речь идёт о постере, который планируется повесить в помещении с относительно рассеянным светом без ярко выраженного источника - глянцевую.

А вот так выглядят цветовые охваты для матовой и глянцевой бумаг Kodak Professional Ultra Endura, которые, в частности, используются для печати на машинах Durst Theta 76.

Цветовой охват фотобумаги

Внешний контур - глянцевая бумага, внутренний - матовая. Различия для бумаг Ultra выражены в меньшей степени и имеют другой характер (различия касаются области зелёных оттенков). Однако в целом подтверждается предположение, что цветовой охват глянцевой бумаги больше, чем матовой.

Как насчёт metallic?

Metallic - это фотобумага с металлизированным покрытием. Обладает уникальными отражающими свойствами и невероятно прочная. Фотографии, напечатанные на metallic, часто выглядят сочно и "блестят". Практика показывает, что бумага особенна хороша для определённых сюжетов - например, индастриал (металлические поверхности, в том числе автомобилей), а также сюжеты вроде "подсолнухи в летний солнечный день". Действительно, если посмотреть на цветовой охват бумаги Kodak Professional Endura Metallic даже в сравнении с относительно широкой глянцевой Kodak Royal Digital Paper (обе используются для печати на Noritsu), получится следующая картина.

Цветовой охват фотобумаги

По графику видно, что охват бумаги metallic немного смещён в сторону тёплых оттенков, включает в себя больше красно-оранжевых цветов и меньше пурнупно-фиолетовых. При по количеству цветов (смотрим площадь фигуры) бумага metallic близка к глянцевой.

Посмотрим тоже самое для бумаг Kodak Professional Ultra Endura и Kodak Professional Metallic Endura, которые используются для печати на Durst.

Цветовой охват фотобумаги

Здесь картина похожая, только смещение в сторону зелёных оттенков.

Noritsu или Durst?

Иногда, выбирая тип фотопечати, мы встаём перед вопросом - на какой машине лучше печатать? Сравним бумаги, которые используются для этого в Фотопроекте.

Матовые бумаги
Цветовой охват фотобумаги

Глянцевые бумаги
Цветовой охват фотобумаги

Бумаги metallic
Цветовой охват фотобумаги

На всех трёх графиках внешние контуры - бумаги для Durst. Таким образом видно, насколько цветовой охват при печати на Durst шире, чем на Noritsu, и в области каких именно цветов.

Вместе с тем, печать на Durst ощутимо дороже. Поэтому при выборе типа машины я бы советовал руководствоваться задачами. Если речь идёт о печати постера с оформлением в багетную раму, думаю имеет смысл обратиться к возможностям Durst. Если речь о фотографиях для семейного альбома, незначительных выставках или кадров с узкой цветовой гаммой, вполне подойдёт Noritsu.

Выше сравнивались профайлы указанных бумаг для Durst Theta 76 и Noritsu QSS 3202. Профайлы построены и обеспечиваются лабораториями Фотопроект, с использованием спектрофотометра X-Rite GretagMacbeth Eye-One.

UPDATE. Спустя много лет после написания этой статьи я создал собственную фотолабораторию SREDA Film Lab, где в том числе можно напечатать фотографии на лучшем в мире минилабе AGFA. Добро пожаловать:
http://lab.sreda.photo/
Tags: исследования, статьи
Subscribe
promo pavel_kosenko январь 1, 2010 00:05
Buy for 50 tokens
Полный список фототуров и выездных мастер-классов: http://www.frameway.club
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 64 comments