Павел Косенко (pavel_kosenko) wrote,
Павел Косенко
pavel_kosenko

Восприятие фотографий



Париж, июнь 2013 г

Вчера в комментариях была поднята вечная тема, смысл которой можно свести к следующему вопросу: «объясните, почему эта фотография должна мне нравиться». Ответ на него достаточно прост – фотография ничего никому не должна, то есть не должна нравиться или не нравиться. Зритель вправе как восхищаться фотографией, так и возмущаться ею, а также проявлять любую другую реакцию между двух крайностей, например, остаться равнодушным. Однако я обещал изложить свою точку зрения чуть более детально и заодно рассказать как я сам смотрю фотографии.

Многие люди пытаются анализировать фотографии с точки зрения композиции (ритма, баланс форм/контраформ, равновесия, симметрии/ассиметрии и т.д.), цвета, сюжета и т.д. Причем это касается в основном фотографов, и в основном начинающих фотографов. Люди, не имеющие к фотографии прямого отношения, значительно реже пытаются разложить снимок по полочкам и понять, почему же он хорош (или плох). Их восприятие обычно сводится к простой реакции «нравится» или «не нравится».

Обилие фотошкол, учебников по фотографии и статей в интернете наводит большой беспорядок в головах начинающих фотографов, т.к. на первое место часто ставится композиция. К сожалению, когда я начинал заниматься фотографией, рядом не было учителя, который бы доступно объяснил очень простую вещь – в фотографии (как и в другом виде искусства) главное это чувства. Хотя, может быть и не к сожалению, а к счастью, т.к. в итоге я пришел к этому своим собственным путем.

Композиция, будучи языком фотографии, конечно, играет свою роль. Но эта роль второстепенная. Анализировать фотографии с точки зрения композиции, это тоже самое, что проверять гармонию математикой.

Поставил я подножием искусству:
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп.
Поверил Я алгеброй гармонию.

Тогда Уже дерзнул, в науке искушенный,
Предаться неге творческой мечты.


А.С. Пушкин, «Моцарта и Сальери»

Понимание композиции, как и умение играть на музыкальном инструменте – это лишь выразительное средство. Композиция помогает выражать чувства, но если выражать нечего, то композиция бессмысленна. Если же визуальное сообщение, которое вкладывает автор фотографии сильно, то оно имеет шанс дойти до зрителя вопреки любым законам композиции, а иногда и благодаря их нарушению.

Дойдет ли сообщение до зрителя или нет (то есть тронет ли его фотография, или оставит равнодушным), будет зависеть от его подготовленности к восприятию (которое развивается вместе с накоплением визуального опыта) и личных вкусовых предпочтений.

Если чья-либо фотография не оставляет нас равнодушными, мы вполне можем анализировать, как именно в ней работает композиция. Это помогает развивать восприятие, но никогда не даст ответ на вопрос «как сделать хорошую фотографию».

Таким образом, смотреть фотографии имеет смысл, отключив рациональную составляющую восприятия. Фотографам это делать сложнее, чем обычным людям – ровно также, как музыкантам сложно слушать музыку, мысленно не раскладывая её тут же по партитурам. Вспоминается анекдот:

Играет рок-группа на сцене. Мысли вокалиста: «сейчас такой фальцет возьму, все девки в зале мои». Мысли гитариста: «сейчас такое соло зафигачу, все девки в зале мои». Мысли бас-гитариста: «До-соль, до-соль».

Когда я смотрю фотографии, то стараюсь ориентироваться только на свои ощущения. Делать это действительно непросто, особенно поначалу, но умение доверять своему восприятию развивается. Не уверен, что достигается полностью, потому что, как мне кажется, этот процесс бесконечный.

Если мне нравится та или иная фотография, я останавливаю на ней взгляд и просто любуюсь. Через какое-то время какая-то часть мозга все равно начинает ее анализировать, но лично для меня этот процесс вторичен. Если фотография оставляет меня равнодушным, я просто прохожу мимо. Анализировать «почему она мне не нравится эта работа» чаще всего бессмысленно, особенно учитывая количество фотографий, которое нас окружает.

Однако, если снимок выполнен признанным мастером, нельзя исключать, что я пока не дорос до его восприятия. Вполне возможно, он просто вне моих вкусовых предпочтений, а может быть я смогу воспринять его со временем (в моей жизни так часто бывало).

Все сказанное относится к восприятию и чужих, и своих собственных фотографий. Причем отсматривать свои работы значительно труднее, т.к. для нас самих они нагружены большим количеством дополнительной информации – мы воспринимаем не только конкретный визуальный образ, но и помним все, что за ним стояло и что нами двигало в процессе съемки. Однако порыв, вызванный эмоцией еще не означает, что эта эмоция удачно передана. Вообще, отбор отснятого материала – это вообще очень большая тема, возможно, даже, главная.

Надеюсь, я более-менее понятно изложил свой взгляд на восприятие фотографий. На объективность не претендую. Более того, полагаю, из написанного следует, что восприятие – штука весьма субъективная.

Кстати, советую почитать недавнюю статью Андрея Зейгарника на схожую тему – «Интерес зрителя».

P.S. Речь не про фотографию в этом посте. Это просто мой снимок из Парижа, который мне нравится, и который я вам показываю.

Tags: Франция, путешествия
Subscribe
promo pavel_kosenko january 1, 2010 00:05
Buy for 1 000 tokens
Полный список фототуров и выездных мастер-классов: http://www.frameway.club
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 110 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →