Павел Косенко (pavel_kosenko) wrote,
Павел Косенко
pavel_kosenko

Георгий Пинхасов о фотографии


Фотография Оксаны Мищенко

Пинхасов очень много и очень интересно говорит о фотографии. Когда я его слушаю, каждый раз думаю – «вот бы все это записать, отфильтровать, выверить, это ж какая книга получится!». Но, конечно, меня самого на такой подвиг не хватит. Поэтому всегда, когда появляются люди, заинтересованные в вербализации мыслей Георгия, я радуюсь, как ребенок.

Как многие наверняка знают, в марте 2013 года Георгий вновь посетил Москву. Главная цель его визита была выступление с мастер-классом в нашей фотошколе. Кроме этого, Пинхасов выступил на небольшой закрытой встрече со студентами журфака в МГУ. И это прекрасно, что нашлись люди, которые записывали его речь, и затем сделали из нее текстовую выжимку! Пусть даже немного, но это уже кое что. Предлагаю вашему вниманию этот небольшой текст, буквально несколько абзацев. Насколько я знаю, он публикуется впервые (пунктуация и офрография сохранены в оригинальном виде).

***

23 марта, в субботу, на журфак приехал фотограф французского агентства «Магнум» Георгий Пинхасов.

Георгий продемонстрировал ранние фотографии, которыми заявил о себе в 1970-х, и событийные снимки 1990-х, и так называемые «антропологические мувики» – несколько секунд видео, показывающие мгновенные перемены эмоциональных переживаний человека.
«Фотография передаёт информацию, но я пытаюсь передать ещё и состояние», – пояснил Георгий.
Он сказал ещё много интересного.
Красивого.
И полезного.

1. О фотографии и Джиннах ....
2. О фотографии и предрассудках
3. О фотографии и решающем моменте
4. О фотографии и концепте

1. О фотографии и Джиннах ....

«Откровение – одна из форм восприятия мира. Удачная фотография – тоже откровение. Вы чувствуете, что получилось что-то большее, чем вы ожидали, а удаче, которая произошла случайно, трудно найти объяснение.
Слово «гений» – от французского «génie», оно же по-французски означает и «Джинн».
Раньше говорили не «он – гений», а «у него есть гений». (По французски так и говорят). Любого человека может посетить озарение, - Джинн, ... - Дух.
Не надо только ему мешать Вас вести, главное подчиниться, отказаться от своеволия.
Бродский говорил: "поэт всегда знает ... что не язык является его инструментом, а он — средством языка“

Гений - это как бы языковая программа, - муза, - музыкальная гамма, - главное настроится и соответствовать этой гармонии. Помните у Пушкина:
«Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснётся, душа поэта встрепенётся...» "Чуткий слух" и "божественный глагол" производные друг от друга.
Музеи, музыка, чтение... настраивают Ваши гаммы, формирует Вашу личность.


2. О фотографии и предрассудках

Когда человек имеет в голове определённое конкретное желание, а шанс даёт ему что-то новое, в силу своих предрассудков он может этому сопротивляться.
Мы полны предрассудков. Наш Джин - Гений может посещать нас часто, или реже, а может однажды и оставить. Предрассудок - эфемерная система ценностей, его должен победить Ваш Гений. Предрассудок, если хотите тоже Гений, но - чёрный, "злой Гений". Мифология полна его образами: Демон, Мефистофель, Дракон, Чёрный ангел... и т.д.
В демонов я не верю, но для меня это не более, чем метафора наших "Альто-эго" и закостенелых предубеждений.

Избавления от предрассудков, - это ежедневная практика, как утренняя гигиена, только спиритуальная.

Когда вы учитесь фотографии, вам показывают работы других фотографов. Воспринимайте их, но не пытайтесь копировать, моделируйте своё мировоззрение. Если вы пытаетесь копировать, вы становитесь рабом чужого взгляда. Если что и стоит копировать у художника, то это его свободу, его непредсказуемость, а не то, что он сделал.


3. О фотографии и решающем моменте

«Принято считать, что решающий момент можно «поймать», просто следя за событием. Но я думаю, те удачные фотографии, которые снял Картье-Брессон, сделал именно случай. До него фотографы действительно пытались контролировать ситуацию, не нажимали на спуск, тысячи раз не перепроверив. Картье-Брессон – один из первых, кто смог себе позволить снимать бесконтрольно так и то, что невозможно проконтролировать. В этом его подвиг и это его изобретение. Неожиданный сюрприз, удивляющий автора, не меньше, чем зрителя и стал называться "решающим моментом". Но это стало возможно только с появлением новой техники, когда событие можно было разложить по фазам и выбрать один, более выразительный снимок. Надо просто очень много снимать, чтобы в эту фазу попасть.


4. О фотографии и концепте

«К сожалению, когда мы выбираем тему, мы пытаемся выстроить в голове конструкцию (например, книги) и под этот придуманный нами концепт, снять фотографии.
Нам по традиции наивно кажется, что при помощи фотоаппарата мы можем иллюстрировать наши мысли, как это происходит в книжной графике. Хотя этот жанр тоже имеет право на существование и им пользуются часто концептуальные художники, в нашем случае этот метод противоестественен. Нужно идти обратным путём. Снимаете то, что вам даётся, что посылают "небо" и "Джинны". И когда у вас есть огромный материал, вы делаете очень жёсткую выжимку. Уцелевшие в этом отборе работы сами подскажут вам концепцию. Перетасовывая, вглядывайтесь в рождающиеся образы, ищите связи, метафоры. Только не придумывайте ничего, а постарайтесь почувствовать гармонию. И взаимодействие возникает само.

Георгий вспоминал Д.Вертова, А.Тарковского и С.Урусевского, посоветовал посмотреть фильм «Я – Куба» (1964), а еще материалы в Интернете:
Виктория Мусвик. Гигант фотографии (о Рике Смолане)
http://fotofond.ria.ru/territory_of_the_expert/20121207/549563271.html
Рик Смолан рассказывает историю одной девочки http://www.ted.com/talks/lang/ru/rick_smolan_tells_the_story_of_a_girl.html
О фотографии и морали
«Видео, в котором Рик Смолан рассказывает о своей работе, показывает модель поведения фоторепортёра. Утонченная, интеллектуальная личность, он говорит, как он представляет ситуацию, как шаг за шагом входит в неё, становится единственным свидетелем, как он негодует, когда кто-то не хочет понять его идею, как он отказывается от публикации в этих медиа. Это нравственные и моральные правила, которые очень важны для журналиста и для меня, когда я делаю репортаж».

Встреча со студентами продолжалась без перерыва более 4 часов!

Людмила Сёмова,
руководитель специализации
«Фотожурналистика»
Факультет журналистики
МГУ имени М.В.Ломоносова

Subscribe
promo pavel_kosenko january 1, 2010 00:05
Buy for 50 tokens
Полный список фототуров и выездных мастер-классов: http://www.frameway.club
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments