Павел Косенко (pavel_kosenko) wrote,
Павел Косенко
pavel_kosenko

Categories:

Долгая дорога к чуму



Пытаюсь собрать волю в кулак и написать хоть пару слов об этой поездке. Одно дело, когда есть определённые обязательства перед приглашающей стороной, тут уже как бы само собой получается. И совсем другое – творческое путешествие в свободном формате, когда можно целиком сконцентрироваться на отдельных фотографиях и, вообще говоря, повествование не требуется.

Вместе с тем, многие друзья ждут рассказа об этом путешествии. К тому же, в этой поездке нам посодействовали очень хорошие люди, а также администрация НАО и, конечно же, хотелось бы им выразить благодарность. Поэтому всё-таки минимальные слова и не особенно имеющие к фотографии картинки будут. Постараюсь быть краток :)

Если совсем кратко – было очень круто. Просто ОЧЕНЬ. И в плане впечатлений, и в плане общения, и в плане картинок, которые удалось привезти. Может быть не так много, как хотелось, но они точно есть. К тому же, нам удалось оказаться на уникальном событии в жизни оленеводов, которое даже местным жителям не часто удаётся видеть. Об этом я расскажу (главное, конечно – покажу фотографии) чуть позже. А пока пару слов о том, как мы ехали в тундру и искали наш первый чум.

2.


В Нарьян-Мар мы с Сашей Сориным прилетели около 15:00. Нас встретил Матвей, человек и пароход – большой любитель тундры, наш проводник и Отец родной в этой поездке. Сначала мы думали, что переночуем в городе, и в тундру поедем ранним утром, но Матвей сказал, что нечего терять время. Мы заехали в магазин за продуктами и водкой (без неё на морозе никак, главное в меру), и на 2-х снегоходах, уже в сумерках двинули в тундру.

Вторым проводником был начальник оленеводов, великий и могучий Игорь Николаевич, который ездит по тундре вот уже 30 лет. Естественно, без каких-либо там GPS, спутниковых телефонов и даже элементарных раций для связи между снегоходами. Поначалу это казалось само собой разумеющимся для людей с таким опытом. Но позже я несколько пожалел, что не включил на запись свой Garmin, да и вообще постараюсь больше не оказываться в тундре без спутникового телефона. Исключительно для собственного спокойствия :) Хотя, надо признаться, ребята реально монстры в плане «внутреннего био-компаса».

3.


Сначала нам предстояло преодолеть 80 км и заночевать в избе. Избы – это такие крайне редко расположенные в дикой местности домики по типу охотничьих, их можно встретить во многих отдалённых местах (в горах, в лесотундре и т.д.). Как правило, они никому не принадлежат и ими может воспользоваться любой желающий. Но есть и такие, которые в чьей-то собственности, хотя ими тоже могут пользоваться все, кто хочет.

4.


Первые 40 км были вполне накатаны снегоходами. Дальше следы становились всё менее и менее явными, а под конец мы уже ехали по чистому насту. Суммарно дорога заняла около 3 часов, и ещё час мы потратили на то, чтобы найти избу. При том, что оба наших проводника здесь бывали десятки (или даже сотни) раз, но в избе никто не бывал довольно долго, поэтому никаких следов нет, и найти, в каком именно месте нужно въехать в лес оказалось не просто.

Нам, неопытным, в этот момент стало страшновато. Мы за 80 км от цивилизации, в лесотундре, на улице -25 и дует ощутимый ветер (довольно такие жёсткие -25), уже начинают отмораживаться кончики носов и прочие конечности. Связи нет, навигации нет, полная ночь, где ночевать не понятно. Более того, наши проводники вдруг решили разделиться, один снегоход остался ждать, а второй поехал в лес на разведку. Когда его полностью перестало быть слышно, скажу честно, стало не по себе. А вдруг завязнет в сугробе, как мы узнаем что это произошло и где именно?

Но старшие товарищи только посмеивались :) Собственно, так и произошло. Разведочный снегоход застрял в лесу. Мы об этом узнали по сигналам фонарика, которые нам стал подавать Игорь Николаевич. Поспешив на встречу и вытлокав снегоход из метрового сугроба, все вдруг с огромной радостью обнаружили, что в 15 метрах от нас стоит изба. Нашли!

5.


Внутри было также холодно, как и снаружи, но без ветра. Мы тут же организовали освещение из имеющихся с собой фонариков и затопили буржуйку. Примерно через 2 часа стало совсем тепло, мы поужинали, немного выпили, поговорили, и легли спать.

Приятно удивило то, что изба к моменту нашего в ней появления была в идеальном состоянии. Вся посуда чисто вымыта, дрова наколоты и сложены не только в дровнице на улице, но и аккуратной кучкой непосредственно около буржуйки. Даже вода (лёд) в ведре стоит. Матрасы подвешены на веревках к потолку, чтобы мыши не съели. Есть даже дизель-генератор с электрической проводкой по дому и баня! Но это для более длительных остановок, мы же всего на одну ночь.

Оставлять за собой порядок для будущих путников – негласный закон. Также поступили и мы, когда на следующее утро покидали это уютное и совершенно глухое местечко. В журнале посещений мы узнали, что предыдущие постояльцы были здесь 1,5 месяца назад.

6.


Не очень ранним, но утром, выезжаем дальше. По идее нам предстоит всего около 10-15 км пути до ближайшего чума, в который мы стремимся попасть. Если никуда не спешить, то это 20-30 минут пути. Которые у нас растянулись более, чем на 4 часа... Я не знаю, сколько мы потратили бензина, пытаясь отыскать этот чум. В какой-то момент даже у проводников лопалось терпение.

Сначала я не особо беспокоился, предполагая, что всегда можно выехать по своим же следам. Когда же наши следы пересекли сами себя, а также некоторые другие раз 20, стало понятно, что по следам мы уже точно не выедем (по каким именно ехать?). К тому же метель их заметает за 1-2 часа, после чего они становятся похожими на прочие редкие, и уже не понятно, где наши, а где нет. При том, что ВСЕ наши следы были ошибочны (ни к чему не привели).

7.


Периодически наши руководители останавливались на совещание. Они глушили снегоходы, долго махали руками в сторону абсолютно одинаковых, куда не погляди видов: «Не, ну смотри. Вот озеро, вот река, вот лес. Без вариантов – нам туда!» После чего заводили машины, уверенно ухали в какую-то сторону, а через 30-40 минут ситуация повторялась.

Тогда я ещё не понимал, что ребята всё-таки ориентируются в сторонах света, и более-менее катаются по определенному пятачку (буквально по площади квадрата со стороной 5-10 км). Я был полностью дезориентирован, и мне казалось, что в этой тундре уже не то чтобы чум найти... уже и нас найти никому не удастся.

В какой-то момент у нас стал заканчиваться бензин. Запас топлива был в санях, привязанных к одному из снегоходов, и было совершенно понятно, что самое главное в текущей ситуации – не разделяться. Ну или как минимум заправиться по полной на всякий случай (хотя одной заправки вряд ли хватило бы на обратный путь).

Что же вы думаете? Наши проводники, видимо решили устроить нам полное погружение в суровые реалии жизни :) Они не просто постоянно разъединялись, махая друг на друга «ааа, он не правильно едет!», но и подолгу потом не могли друг друга найти. Хотя каждый раз каким-то чудесным образом мы встречались снова и снова.

В какой-то момент я начал реально нервничать, но заставлял себя не паниковать. Для этого я решил попробовать сориентироваться в окрестностях. И, когда мы приехали на одну и ту же точку уже в седьмой или восьмой раз, я вдруг её узнал. Действительно, среди казалось бы одинаковых видов, увидел то самое озеро, реку и лес. С этого момента стало проще :) Т.к. я уже более-менее контролировал ситуацию и понимал, куда и откуда мы едем. Тем не менее, плутали вокруг и около мы еще довольно долго.

Не знаю, чем бы всё это закончилось, если бы через 4 часа мы вдруг случайно не встретили оленевода на Буране. Он то и указал нам дорогу в чум. Оказалось, мы много раз проезжали мимо, и он даже слышал наши моторы.

8.


Ух, какая же это была радость! Такая, что в этом чуме мы и остались, хотя были мысли ехать потом дальше. В этот день мы ездили в стадо к «быкам» (ездовым оленям), вытаскивали сети из проруби, готовили еду, и в чуме же остались ночевать. От оленевода (он был в этот момент в чуме один) узнали местные новости, которые и помогли нам спланировать следующий день – самый интересный из этой поездки. Но об этом в следующий раз!

Все мои публикации о путешествии в Ненецкий Автономный Округ доступны по тегу НАО.

Tags: НАО, Россия, люди/жанр, путешествия, фотографии
Subscribe
promo pavel_kosenko january 1, 2010 00:05
Buy for 50 tokens
Полный список фототуров и выездных мастер-классов: http://www.frameway.club
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments