Павел Косенко (pavel_kosenko) wrote,
Павел Косенко
pavel_kosenko

Categories:

Джон Бергер, «Искусство видеть»

Друзья! Я не библиотекарь, не критик, не искусствовед. У меня нет возможности знать даже основные издания на тему фотографии и изобразительного искусства или хотя бы просто ориентироваться в этом сегменте книжного рынка. Более того, я сам читаю мало и весьма выборочно. Поэтому я не могу давать полноценные рекомендации о литературе для современных фотографов, о которых меня часто спрашивают. Но я могу периодически делиться информацией о тех книгах, которые мне показались интересными или полезными. Для этого я завожу тег книги. Не обещаю много публикаций, но некоторыми впечатлившими меня книгами поделюсь, возможно и вам они покажутся любопытными. Не обещаю также полноценных рецензий, хотя некоторые личные слова постараюсь добавлять. Сам факт того, что я пишу о книге, подразумевает, что я советую обратить на нее внимание. По поводу каких-то книг я буду повторяться, некоторые упоминания появятся в моем блоге впервые. Первая книга в этой рубрике – «Искусство видеть» Джона Бергера.


Джон Бергер
«Искусство видеть»




© Penguin Books Ltd., 1972
© Перевод и издание на русском языке. Издательство «Клаудберри», 2012 г.

Лучше всего о книге, на мой взгляд, написано на ее обложке:

«ИСКУССТВО ВИДЕТЬ» ДЖОНА БЕРГЕРА – это одна из самых обсуждаемых и влиятельных книг об искусстве, когда-либо изданных в мире. Она написана по мотивам знаменитого фильма BBC и впервые была опубликована вслед за его премьерным показом в 1972 году. В том же году критик Sunday Times писал: «Бергер не просто открывает нам глаза на то, как мы видим произведения изобразительного искусства, он почти наверняка изменит само восприятие искусства зрителем». Спустя сорок лет можно с уверенностью утверждать: пророчество сбылось.

***

Раз вы это читаете, то, наверное, подумываете и о том, чем бы заняться дальше. Не сходить ли, например, в музей на какого-нибудь Тернера или Матиса. Это дело полезное. Даже если вы давным-давно утратили веру в современное искусство, чья логика продиктована исключительно соображениями пиара, классическая европейская живопись так нагружена смыслами, что на ней взгляд отдыхает от медийной шумихи. Но что такое классика и что мы видим, когда смотрим на нее? Что она означает сегодня? Что значит по-настоящему смотреть на произведение искусства? Этим вопросом мы неизбежно задаемся на выходе из музея, и чаще всего именно из-за него нам так трудна туда выбраться. Возможно, самый лаконичный ответ на этот вопрос – труд Джона Бергера «Искусство видеть», который теперь и сам уже стал классикой.

ДАФИД РИФФ,
критик, теоретик и практик современного искусства


рецензия на Photographer.ru
Tags: книги
Subscribe
promo pavel_kosenko january 1, 2010 00:05
Buy for 50 tokens
Полный список фототуров и выездных мастер-классов: http://www.frameway.club
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments