Павел Косенко (pavel_kosenko) wrote,
Павел Косенко
pavel_kosenko

Categories:

Про фототуры

Эта статья родилась после того, как в течение нескольких часов мы с Димой Шатровым обсуждали вопросы организации и проведения фототуров, так что не удивляйтесь, когда увидите у него в ЖЖ аналогичный материал :) Более того, всем, кого в той или иной степени интересуют фототуры, я рекомендую прочитать обе статьи. Надеюсь, вы сможете найти для себя много интересного и полезного.


Нораванк, Армения, июнь 2011

Мне, как организатору фототуров, довольно часто приходится рассказывать новым участникам о том, в каком формате проходит та или иная поездка. Дело в том, что само по себе слово фототур используется очень широко и уже давно потеряло смысловую однозначность. Этим термином обозначают совершенно разные мероприятия, будь то туристическая поездка по достопримечательностям с фотоаппаратами, горный трек с приоритетом пейзажной съёмки, программа посещения азиатских деревень с уклоном в жанровую фотографию, исследовательская фотоэкспедиция или выездной мастер-класс магнумовского фотографа.

Мой опыт показывает, что практически все форматы фототуров могут быть интересны и востребованы, если они реализовываются толковыми людьми. Однако очень важно изначально чётко описать каждый формат и в явном виде указать это при наборе каждой конкретной группы. У участников не должно быть ложных ожиданий, а у организаторов — невыполненных обещаний. Каждый формат фототура рассчитан на определённую аудиторию. Важно, чтобы участники группы были единомышленниками, объединёнными едиными творческими целями. Вообще, основа фототуров — крайне дружелюбная творческая атмосфера, которая создаётся в процессе общения компании увлеченных людей.

В принципе, мне пока не доводилось сталкиваться с проблемами несоответствия ожиданий участников тому, что реально происходит в поездке. Но дело в том, что сами программы фототуров тоже не стоят на месте — постоянно видоизменяются и совершенствуются вместе с их авторами. Люди, приехавшие однажды, и решившие повторить позитивный опыт через 1-2 года, могут столкнуться с неожиданными для них (но планомерными для тех, кто ездит чаще) изменениями и нововведениями. Я отдаю себе отчёт в том, что обязан хорошо информировать участников, даже тех, кто уже вроде бы итак всё знает.

Кроме этого, практика показывает, что очень многие постоянные участники ездят с разными организаторами и фотографами. Никаких стандартов проведения фототуров, слава богу не существует. Каждая поездка в определённом смысле уникальна, потому что повторить тот же самый состав участников (а это очень важно), а также настроение и текущие творческие подходы возглавителя, практически невозможно. Даже через 2-3 месяца повторённая поездка тем же составом, если бы она имела смысл, всегда будет другой, потому что в течение фототура, как правило, люди заметно меняются, и обычно движутся вперёд.

Несмотря на то, что практически все участники хорошо понимают неповторимость каждого фототура и уникальность формата, который практикует тот или иной фотограф, после каждой поездки у людей возникают некоторые ожидания от следующей аналогичной поездки. Но так как меняются и сами лидеры, и участники, и программы, необходимо постоянно приводить эти ожидания в соответствие с реальностью.

В этом плане мог бы помочь некоторый уникальный классификатор программ фототуров. Мы неоднократно обсуждали этот вопрос с моим другом и коллегой Димой Шатровым, который тоже организует довольно много фототуров в разные уголки планеты. И пришли к выводу, что сделать это практически невозможно, т.к. даже названные одним словом форматы всегда будут разными в исполнении каждого конкретного фотографа. Поэтому мы оставили эту, наверное, неудачную идею. Но договорились о том, что для удобства участников фототуров (и постоянных, и новых), которые у нас пересекаются, наверное, процентов на 50, каждый из нас постарается написать максимум подробной информации по нашим программам. Также такие описания будут полезны нам, как организаторам, т.к. всегда проще дать ссылки, чем повторять устно довольно много информации, которая к тому же имеет тенденцию забываться в деталях.

Когда я проводил свой первый фототур в октябре 2010 года, конечно, ни о каких форматах я не думал. Я всегда делал (и продолжаю делать) только то, что интересно мне самому. В то время мне было интересно покорять большие пространства, заглядывая в отдалённые уголки планеты и снимать жизнь обычных людей, далёких от туристической индустрии. Такую фотографию часто называют жанровой. Параллельно я не отказывался и от красивого пейзажа. Со временем мои личные творческие приоритеты в значительной степени сместились в сторону уличной и художественной фотографии, которая не предполагает больших перемещений в угоду вдумчивым многократно повторяемым по одним и тем же местам прогулкам с камерой. Это совершенно другой формат поездок по отношению к тем, с которых всё начиналось. Однако я не считаю, что какой-то из этих форматов лучше или хуже. Они просто разные. В одном случае есть возможность больше увидеть, в другом — глубже проникнуть. Каждый формат имеет смысл в соответствии с предпочтениями тех или иных людей. Кроме этого, последнее время в организуемых мною фототурах в качестве мастеров принимает участие много разных фотографов, поэтому ограничивать разнообразие возможных поездок одним форматом было бы неразумно.

В итоге на текущий момент в моих фототурах сложились следующие основные условные обозначения форматов:

Пейзаж


Иссык-Куль, Киргизия, май 2011

Пейзажные программы разрабатываются с учётом особенностей каждой конкретной местности, времени года и, конечно, режимного времени. Точки съёмки прорабатываются заранее. Время планируется специальным образом, таким, чтобы группа оказывалась в нужном месте в нужное время.

Принимая участие в пейзажных фототурах, вы должны быть готовы к тому, что придётся часто вставать очень рано, буквально ни свет ни заря. А ложиться очень поздно, намного позже заката солнца. В некоторые дни на сон может остаться 3-4 часа или даже ещё меньше времени. За такие «мучения» вы, как правило, будете вознаграждены красивыми пейзажными фотографиями.

Ведущие фотографы в пейзажных программах не только доставят вас в нужное время в нужное место, но и помогут справиться с техникой в процессе съёмки. Кроме этого, ежедневно (или через день, в зависимости от плотности программы) проводятся 2-3 часовые обсуждения отснятого материала с разбором светотеневого рисунка, вопросов компоновки и в некоторой степени обработки фотографий. Вместе с тем основной упор в пейзажных программах делается именно на съёмку.

Единственным недостатком пейзажных программ является их зависимость от погодных условий. Несмотря на то, что места для проведения таких фототуров подбираются тщательным образом, с учётом климата местности, никто не застрахован от того, что может не повезти с погодой. Хотя, конечно, такого, чтобы солнца не было все, скажем, 10 дней поездки, пока ещё у нас ни разу не было. Да и в случае плохой погоды всегда есть чем заняться и что обсудить, и даже попрактиковаться в съёмке.


Киргизия, май 2011

Классический пример пейзажной программы — «Небесные горы Киргизии».
Работы участников фототура в Киргизию можно посмотреть здесь.

Жанр


Кантхо, Вьетнам, июнь 2011

Основой жанровых программ является наличие достаточного количества мест, в которых можно выразительно снять жизнь обычных людей — рынков, монастырей, храмовых комплексов, деревень, ремесленнических мастерских и т.д. Обычно такие места удалены от туристических достопримечательностей, хотя и они тоже включаются в программу из соображений «Побывать в Камбодже, и не побывать в Ангкор Вате было бы неразумно».

Обычно жанровые программы совмещают в себе туристические и фотографические задачи. Они строятся таким образом, чтобы, с одной стороны увидеть страну (или некоторый регион), то есть посетить больше разных интересных мест. С другой, чтобы оказаться в нужных местах в самое выгодное время. Чаще всего это утро (сразу после рассвета) и вечер (перед закатом). Остальное время используется для перемещений между городами и точками съёмок, а также для съёмок в закрытых помещениях. Также часто активно используется вечернее, послезакатное время для ночной съёмки, особенно в населённых пунктах.


Сайгон, Вьетнам, октябрь 2009

Несмотря на то, что в жанровых программах съёмка обычно начинается позже, чем в пейзажных, а заканчивается раньше, в связи с большим количеством перемещений (на автобусах, джипах, лодках, баркасах, поездах, самолётах и прочих доступных транспортных средствах) спать в таких поездках обычно тоже приходится мало.


Даклак, Вьетнам, ноябрь 2010

В зависимости от плотности программы и общей усталости (или повышенной бодрости) группы в конкретный день поездки, или ежедневно, или через день проводятся обсуждения отснятого материала. Включая вопросы композиционной выразительности и обработки фотографий. Вместе с тем упор в таких программах делается также на съёмку, которой при прочих равных условиях отдаётся приоритет.

Классический пример жанровых программ — «Северный Вьетнам», «Камбоджа и Южный Вьетнам».
Работы участников жанровых фототуров во Вьетнам и Камбоджу можно посмотреть здесь и здесь.

Пример комбинированной программы (пейзаж + жанр) — «Фотопутешествие по Армении».

Стрит


Батуми, Грузия, июнь 2012

В отличие от двух предыдущих форматов, стрит-фотография практически не подразумевает перемещений. Съёмка обычно ведётся в одном, максимум двух городах. Основная работа участников по съёмке при этом происходит самостоятельно (часто в небольших группах по 2-3 человека, по желанию и настроению). Упор при этом делается на художественные аспекты фотографии, проработка которых обычно требует неспешных вдумчивых прогулок и сопровождается многократными возвращениями к одним и те же местам (сюжетам, ситуациям), для того, чтобы лучше их прочувствовать.

Всем, кому необходимо попрактиковаться в компании одного из ведущих фотографов (обычно в таких поездках их двое), предоставляется такая возможность. Расписание совместных фотопрогулок составляется в самом начале фототура, в зависимости от количества желающих и с учётом того, что в каждую прогулку каждый ведущий может взять с собой максимум 2 человек.

В отличие от предыдущих форматов, уличная фотография значительно менее требовательна к погодным условиям и времени суток. Несмотря на то, что мягкому утреннему и вечернему свету уделяется особое внимание, обычно съёмки идут в течение всего дня. Участники сами планируют своё время в зависимости от личных приоритетов, например, каждый волен выспаться тогда, когда ему это необходимо.

Каждый день выделяется 2-3 часа для совместных обсуждений фотографий, когда вся группа собирается в одном месте (как правило, это специально арендованый конференц-зал отеля). Обсуждения проходят не анонимно (в отличие от других форматов), фотографии рассматриваются персонально, т.к. это необходимо для учитывания индивидуальных способностей каждого участника.

Ежедневно каждый участник самостоятельно отсматривает отснятый материал и делает предварительный отбор, задачей которого выбрать 10-30 фотографий для показа на обсуждении (файлы предоставляются на флеш-карте в виде JPEG). В эту подборку советуется включать фотографии, которые вызывают сомнение, т.к. сам участник не всегда может сделать правильный выбор. Поэтому его задача сделать лишь предварительный отбор, дальше в работу включаются ведущие. Подробное обсуждение каждой фотографии не гарантируется.

Задача ведущих оценить ход творческой мысли, помочь каждому участнику выявить индивидуальные способности, подробно разобрать самые выразительные фотографии и, по возможности, составить из таких фотографий серии. Невыразительным фотографиям уделяется меньше внимания.

Кроме фотографий, сделанных непосредственно в поездке, каждый из участников может (по желанию) заранее подготовить подборку своих фотографий (20-30 шт) для портфолио-ревю, и предоставить её на одном из обсуждений.

Конечно же, общение участников друг с другом и с ведущими не ограничивается только лишь встречей на лекциях, совместными прогулками и разбором работ. По возможности устраиваются совместные обеды и ужины, где в непринуждённой обстановке продолжается обсуждение вопросов фотографии (как уличной, так и в более общем виде).

Классические примеры программ по стрит-фотографии — «Неделя стрит-фотографии в Мадриде», «Фотопутешествие по Грузии (стрит-фото)», «Неделя стрит-фотографии в Стамбуле».
Работы участников стрит-фототура в Грузию можно посмотреть здесь.

Мастер-класс


Фотография с мастер-класса Георгия Пинхасова в замке «Орион», Франция

Отделить мастер-класс от стрит-фотографии часто бывает сложно. Часто это очень похожие программы с очень похожим форматом. Условная разница заключается в том, что в случае мастер-класса творческие задачи обычно уходят далеко за пределы уличной фотографии в область жанровых интересов того фотографа, который выступает в роли ведущего программы.

Основной целью выездного мастер-класса является передача личного опыта конкретного фотографа. Происходит это в первую очередь за счёт интенсивного общения с мастером в подходящих для этого условиях, в которых участники могут абстрагироваться от будничных забот. Практике тоже уделяется много внимания, но «работают» такие поездки в большей степени на будущее. Поэтому при прочих равных условиях приоритет отдаётся лекциям, обсуждению фотографий и вопросов, связанных с фотографией (зачастую филосовского характера).

Классический пример мастер-класса — «Мастер-класс Георгия Пинхасова в замке Орион (Франция)».
Фотоотчёт о мастер-классе Георгия Пинхасова в замке «Орион» можно посмотреть здесь.

На кого рассчитаны программы?

В любой из описанных видов программ может принять участие любой желающий. Специальных требований по фототехнике и уровню подготовки нет. Единственное, что от вас требуется — желание снимать творчески. Желательны элементарные навыки съёмки и владения камерой, так вы будете меньше отвлекаться на технические вопросы.

На самом деле программ однозначного формата практически не бывает. Та или иная программа, даже если имеет ярко выраженный уклон в тот или иной формат, как правило всё равно сочетает в себе элементы других форматов. Тем не менее, у программ почти всегда есть основная цель, выраженная тем или иным форматом.

В случае фототуров Димы Шатрова приведённые выше обозначения трактуются несколько иначе, хотя большая часть наших трактовок совпадает по своей сути. Обязательно обратите внимание на его статью Фототуры: миф и реальность.

В любом случае, в дополнение к этой статье, в описании каждого конкретного фототура я обычно указываю его формат и пишу дополнительные детали по этому поводу (если требуется).

Надеюсь, эта статья поможет сориентироваться в многообразии программ и выбрать для себя подходящий формат тем, кто интересуется фототурами. Спасибо за внимание! И, конечно, добро пожаловать :) Актуальную информацию по нашим с Димой фототурам можно найти здесь:

программа фототуров Павла Косенко
программа фототуров Дмитрия Шатрова

Tags: дело, фототуры
Subscribe
promo pavel_kosenko january 1, 2010 00:05
Buy for 50 tokens
Полный список фототуров и выездных мастер-классов: http://www.frameway.club
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 62 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →