Павел Косенко (pavel_kosenko) wrote,
Павел Косенко
pavel_kosenko

Categories:

Кому нужна печать фотографий?

Кому нужна печать фотографий?


Последнее время, особенно последние полгода, я наблюдаю некоторое повышение интереса к фотопечати. Всё больше и больше вопросов получаю, связанных именно с печатью и оформлением фотографий. Даже стало любопытно взглянуть на сегодняшние тенденции и перспективы физического фото, как явления вообще. К опубликованным здесь соображениям необходимо относиться лишь, как к аккумулированию накопленых мною наблюдений. Не более и не менее. Я хотел бы поделиться этими наблюдениями и рассчитываю на встречные мнения. Возможно, мой взгляд будет кому-то интересен, т.к. я имею возможность оценивать тенденции не только снаружи (как фотограф с широким кругом профессионального общения), но и изнутри (как сотрудник крупной фотолаборатории с большим объёмом печати). Буду весьма благодарен за отзывы, дорогие коллеги!

На самом деле поставленный вопрос не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Участники рынка фотоуслуг вот уже много лет озабочены тенденциями. Дело в том, что в связи с активным развитием цифровых технологий, в мире происходят два параллельных и противовекторных процесса:

  1. Существенно уменьшается количество печатаемых фотографий (зачем печатать, если можно смотреть на компьютере и передавать по интернету).
  2. Стремительно увеличивается общее количество "щелчкозатворов" в единицу времени.
С одной стороны, люди стали намного меньше печатать. Раньше, чтобы посмотреть результаты съёмки, плёнку нужно было проявить и напечатать. Конечно, в теории можно было просматривать негативы, но на практике делать это всегда было затруднительно. Поэтому раньше процент печатаемых фото по отношению к отснятым стремился к 100%. А сегодня просмотривать фотографии можно прямо во время съёмки, причём для этого не нужно тратить деньги. Поэтому сегодня наоборот, к 100% стремится процент ненапечатанных фотографий.

С другой стороны, последнее время люди стали в принципе очень много снимать. Если 20-30 лет назад фотокамера была уделом профессионалов и "замороченных" фотолюбителей, то сегодня фотоаппарата нет разве что в стиральной машине, а визуальному фиксированию поддаётся "каждая пьянка" с любого мобильного телефона. Практика показывает, что рано или поздно количество фотографий на жёстком диске достигает критического значения, после которого люди снова начинают их печатать. Да, печатают всего лишь десятые (возможно, сотые) доли процентов отснятого материала. Но зато самого материала стало в тысячи (возможно, в миллионы) раз больше.

Психологически люди стремятся к упрощению всё время усложняющейся жизни, а значит и к тому, чтобы не тратить время на печать фотографий. Т.к. фотопечать файлов не является жизненнонеобходимой (в отличие от печати с плёнки), то и сама ценность бумажных фотоотпечатков отходит на второй план. Но полностью заменить физические фотографии их виртуальными двойниками пока не получается. Причин множество, начиная от удобства использования отпечатков и заканчивая эстетическим наслаждением.

1) Ощущения от восприятия

Человеческое подсознание ценит тактильные ощущения от прикосновения с фактурой фотобумаги, любит запах настоящей фотографии. Для человеческого глаза важна сама природа изображения - на мониторе она имеет аддитивный характер, а на отпечатке субтрактивный. Это принципиально разные методы синтеза (за счёт излучаемого и отражённого света), влияющие на наше восприятие. Заметьте, как бы не росло качество мониторов, рынки книг и глянцевых журналов не только не умирают, но и активно развиваются. Чтобы получать удовольствие от просмотра отпечатков, не требуется ни компьютер, ни даже электричество.

2) Удобство показа/просмотра

Вспомните, насколько мучительно показывать фото гостям на мониторе. А теперь вспомните, насколько мучительно быть таким гостем. Ведь руки редко доходят до того, чтоб отсортировать гигабайты снимков, привезённых из отпуска. В итоге мы часами изнуряем друг друга тысячами близких по сюжету фотографий, с бесконечными комментариями "ну здесь тоже самое, сейчас пролистаем". Причём скорость пролистывания постоянно увеличивается, что ещё больше ставит под вопрос смысл такого времяпровождения. Добавьте сюда скрюченные позы, в которых застыли 5-10 человек вокруг монитора и смотреть фотографии уже не хочется совсем. И совсем другое дело - журнальный столик, удобный диван, вкусный кофе и приятная беседа за просмотром передаваемых отпечатков.

3) Простота доступа к архиву

Нам становится всё труднее ориентироваться в своих цифровых фотоархивах. Далеко не каждый способен разработать чёткую схему хранения файлов, именования папок и удобного доступа к снимкам. Например, при моём щадящем режиме съёмки (я снимаю редко), начиная с 2002 года в архиве на HDD хранится около 20 тысяч файлов в 500 папках общим объёмом 100 Гб. Даже для такого скромного количества мне потребовалась придумать внятную систему каталогизации, которая позволяет относительно быстро найти нужный файл. Среди которых не только JPEG, но и RAW, TIFF, PSD, а также другие форматы, например PTS (специализированный формат панорамных склеек), фотошоповские пресеты и т.д. Сама схема несложная, но кроме её разработки мне вот уже 6 лет приходится ей следовать, иначе она потеряет смысл. А это уже принципиально. Свято следовать одной и той же схеме не так уж и просто, потому что "сделать шаг в сторону" соблазняют постоянные новые идеи, и несколько раз мне уже приходилось менять принципы хранения и переименовывать все директории.

Даже люди со склонностью к структурированному мышлению испытывают некоторые проблемы хранения файлов. Для большинства рядовых пользователей эти проблемы порой носят катастрофический характер. Дело в том, что потребность обращения к архиву в большинстве случаев возникает именно для того, чтобы посмотреть/показать снимки. Напечатанные фотографии существенно снижают нагрузку по работе с файлами для обычных людей, которые вовсе не обязаны разбираться в тонкостях каталогизации и тем более в базах данных. Специальные программы вроде Google Picasa несколько облегчают работу с файлами, но позволяют работать лишь с самыми распространёнными форматами (как правило, JPEG) и ощутимую нагружают компьютер, замедляя его работу. Но главное, такие программы не стимулируют отбор фотографий, в итоге мы так или иначе имеем дело с большим количеством файлов.

Накапливая объём фотоснимков, пользователи всё реже обращаются к старым файлам. Со временем люди начинают осознавать, что все эти фотографии рискуют быть навеки похороненными в недрах компьютера. Потому что возвращаться к съёмке 5-летней давности, перебирать её и печатать значительно проще сразу, по свежим следам. У разных людей, как правило понятие "сразу" колеблется в пределах от нескольких часов до нескольких месяцев, но не больше.

4) Надёжность

Помните, как у Булгакова - "рукописи не горят". Конечно, это не так, но... Вспомните, сколько файлов потеряли лично вы за свою жизнь. Сколько раз у вас царапались CD, "глючили" флешки, сбоили программы, ломались компьютеры. А теперь загляните в семейные фотоальбомы, где наверняка обнаружите пару редких фотографий 100-летней давности. И ведь именно эти фотографии почему-то не горят, не тонут и не гниют. А сотни только вчера отснятых файлов не всегда доживают даже до просмотра на экране. Конечно, мы не можем рассматривать отпечатки как основной источник изображения, но нередко именно он в итоге остаётся единственным.

5) Осязаемый результат

С профессионалами ситуация несколько проще. Большинство продаваемых снимков предназначено для того, чтобы появиться на бумаге. Как правило, это или печать в СМИ, или оформление интерьеров (постеры, фотокартины). Даже онлайн-сервисы продажи фотографий последнее время начали ориентироваться не только на файлы, но и отпечатки. Для большинства рядовых заказчиков напечатанная фотография продолжает оставаться единственным осязаемым результатом фотосессии. Причём это могуть быть не только сами фотографии, но и различные другие изделия.

По моим наблюдениям, популярность печати фотографий последнее время начинает медленно набирать обороты. После цифровой революции человечеству потребовалось около 10 лет, чтобы начать (пока лишь начать) переосознавать удобство бумажного носителя. Возможно, мои наблюдения слишком связаны с профессиональной деятельностью. Но, как говорится, "рыба начинает гнить с головы". Тенденции нередко определяют именно продвинутые пользователи, которые по своему мышлению находятся в авангарде событий, за которыми со временем подтягиваются остальные. Вместе с тем на новом витке интереса к фотопечати нас ждут и новые формы - фотокниги, постеры, календари, открытки, плакаты, футболки, чашки, фотообои и многое другое, о чём мы пока сами ещё не догадываемся.

Ещё раз подчеркну - это лишь моё текущее мнение. Это мнение может быть ошибочным, также я могу его изменить. Например, после прочтения комментариев к этому материалу :) Тем не менее подобный взгляд на тенденции рынка выражает PMA (Photo Marketing Association). По их данным, стогнирующий около 10 последних лет рынок фотопечати, в некоторых странах (Япония, Германия) уже прошёл нижнюю точку "ямы" и снова начал расти. В России пока ещё продолжается общее сокращение объёмов печати, но этот процесс замедляется и уже намечаются тенденции к будущему росту.

Скажите, а вы печатаете свои фотографии? Как часто, как много? Кроме обычных фотографий, какие ещё изделия заказываете? Расскажите, пожалуйста, о своём отношении к физическому фото. Спасибо!

UPDATE: Обнаружил, что статья вызвала некий резонанс в ЖЖ. Вот, например, альтернативное мнение Давида Мзареуляна. Единственное, я не понял, какой скрытый маркетинг он у обнаружил в моём тексте :) На всякий случай подчеркну, что я описал свои наблюдения. Не догадки, не домыслы, а наблюдения за конкретными людьми, на основе своего общения + анализа поступающих вопросов + взгляд с точки зрения крупной точки концентрации печатного трафика. Конечно, это наблюдение может быть однобоким, но по-моему я никогда не претендовал на абсолютную правоту. Меня самого как раз в первую очередь интересуют реальные мнения реальных фотографов - чем больше разных, тем лучше. Я рад, что обнаружил отзыв Давида и могу присоединить его к этому материалу.

Давид Мзареулян - Re: Кому нужна печать фотографий?

Большая просьба, пишите все мнения сюда или присылайте ссылки на параллельные обсуждения!

Управление цветом при печати

Последнее время мне часто задают этот вопрос. Несмотря на то, что корректный ответ на него "никак", управлять цветом и получать отпечатки без неприятных детских цветовых неожиданностей совсем не сложно. Попробую максимально простым языком объяснить, как именно. Данная заметка ориентирована в первую очередь на начинающих фотографов, испытывающих трудности в управлении цветом при печати фотографий.

Для начала разберемся, почему на бумаге в принципе невозможно получить такое же изображение, как на мониторе. Основных причины здесь две:

1) Монитор светится изнутри, на бумаге же мы имеем дело с отраженным светом. Сама природа изображений разная.

2) Диапазон цветов, которые может воспроизвести монитор и отпечаток, различается. Как правило, цветовой охват монитора шире, чем охват фотоотпечатка. Бывают исключения, например, у некоторых струйных принтеров в определённых оттенках (но не всех) цветовой охват даже превышает монитор. Но всё равно различается.

Посмотрим на приведённую выше картинку. Объёмная фигура снаружи - это цветовой охват стандартного монитора (sRGB). Фигура внутри - охват глянцевой фотобумаги при печати на Noritsu. Очень стандартная, наверное, одна из самых распространённых ситуаций.

Какие выводы можно сделать, глядя на эту картинку? Очевидно, что если мы будем печатать файлы "в лоб", как они есть, то часть ярких цветов, которые мы видим на мониторе, окажутся за пределами возможностей печатных устройств. В итоге на бумаге получим блёклые, невыразительные снимки. Как этогого избежать?

Очень просто. Необходимо максимальным образом привести цвета на исходной картинке в соответствие с возможностями печати. Это происходит за счёт математического пересчёта исходных цветов в цвета, которые может воспроизвести бумага. Этот процесс имеет название конвертация по профилю бумаги. Цветовой профиль (его также называют цветовым профайлом) - это специальный файл, который отражает цветовой охват устройства, получается путём измерений определённой цветовой таблицы (мишени) с помощью спектрофотометра (специального цветоизмерительного прибора). Сначала печатается таблица с известными цветами, потом замеряются цвета по факту. Профайл отражает отклонения.

Задачи цветовых профилей — согласовать между собой возможности цветопередачи на различных цветовоспроизводящих устройствах. Имея профиль устройства, мы ВСЕГДА можем наперёд с высокой степенью точности знать, каким образом будут воспроизведены цвета и, в случае необходимости, внести соответствующие коррективы в наш файл, который хотим напечатать. Подробные инструкции, как произвести "экранную цветопробу" (Proof Colors) в Adobe Photoshop, можно почитать здесь:
http://www.fotoproekt.ru/port/support/profiles/

В лаборатории "Фотопроект" конвертация по профилю бумаги производится автоматически. Т.е. присылать файлы на печать можно в любом цветовом пространстве (чаще всего это sRGB или Adobe RGB) - автоматизированная система сама переконвертирует файлы в зависимости от машины, на которой будет печататься заказ и выбранного типа бумаги.

При печати в других лабораториях необходимо уточнить, производится ли конвертация при печати и, если нет, попросить профили бумаг (если да, то профили тем более обязаны быть представлены в открытом доступе, как правило, на сайте). Имея профиль, конвертировать изображение можно самостоятельно.

Edit - Convert to Profile

Управление цветом при печати

При этом, если установлена галочка Preview, то мы будем видеть, что именно происходит с нашими цветами (будет происходить на печати).

То же самое можно делать при печати на домашнем струйном принтере, но перед этим придётся построить профили соответствующих бумаг (взятые на сайте производителя, как правило, слишком усреднены и, соответственно, неточны). Для этого придётся купить спектрофотометр и научиться с ним работать, или воспользоваться услугами соответствующих специалистов.

Но самое главное условие, без которого об управлении цветом говорить невозможно в принципе, это калиброванный монитор. Если ваш монитор не калиброван, всё вышенаписанное не будет работать, т.к. вы просто будете видеть искаженные цвета и на печати получать неожиданные сюрпризы. Более того, имея калиброванный монитор, можно даже не углубляться в использование профайлов, т.к. близкий к ожидаемому результат будет обеспечен уже тем, что ваше устройство максимально согласовано (насколько это возможно) к эталонной цветопередаче - к той же самой, к которой согласованы профессиональные печатающие устройства. С профилями, безусловно, можно достигать много более точных результатов, но для подавляющего большинства сюжетов будет достаточно и просто калиброванного монитора.

Что очень важно — монитор должен быть не просто калиброван, но и калиброван правильно. Например, весьма распространённой ошибкой является калибровка монитора на слишком высокую яркость белой точки. Логика непрофессионала здесь такая - раз монитор позволяет показывать ярко и красочно, почему бы не использовать эту возмжность? В результате задранная, скажем до 200 Cd/m2 яркость приводит к тому, что отпечатанные фотографии ВСЕГДА будут выглядеть тёмными. Хотя проблема, на самом деле, в чрезмерно ярко настроенном мониторе.

Немаловажным фактором для получения требуемого результата являюся условия просмотра готовых отпечатков. Как бы хорошо не была напечатан снимок, в сумерках он всегда будет казаться блёклым и тёмным.

О том, как организовать рабочее место и откалибровать монитор, можно почитать здесь:
http://www.fotoproekt.ru/port/support/profiles/monitor/

Я уже много раз советовал, и советую снова. Тем, кто хочет разобраться с вопросами управления цветом, настоятельно рекомендую осилить статью Алексея Шадрина и Андрея Френкеля Color Management System (CMS) в логике цветовых координатных систем, которая аккумулирует базовые знания в этой области.

Москвичам могу советовать и настоятельно рекомендую посетить семинар Александра Сахарова Калибровка монитора и управление цветом, где подробно рассматриваются все затронутые в этой статье и многие другие вопросы. Ближайший состоится 18 августа.

Безусловно, имеет значение и выбор монитора. В этом вопросе могу рекомендовать следующие варианты:

1) Nec 2690 WUXi - фактически бескомпромисный монитор из доступных. Таким монитором пользуются многие профессионалы, среди которых vera_klokova, awo_onyshchenko, asakharov, dementievskiy, dima_chatrov, alexeyshadrin и многие другие.

2) Nec 2090Uxi или Nec 2190Uxi - для тех, у кого нет денег на 2690. Таким монитором пользуюсь я :)

3) Macbook Pro с матовым экраном — для тех, кому важна мобильность (вариант ноутбука).

Apple Cinema тоже подойдёт, но я не советую им пользоваться из-за отсутствия меню монитора и, как следствие, возможностей расширенного управления настройками в различных операционных системах, а также непродуманной конструкции кнопок яркости, которые не имеют шакалы градуирования (ни звуковой, ни визуальной, ни тактильной) - соответственно, калибровка слетает при малейшем случайном прикосновении к сенсорам, которые находятся рядом с кнопкой Power. Алексей Шадрин также не рекомендует Apple Cinema из-за отстающих от 2690 характеристик, в частности, неравномерной засветки экрана. Но вместе с тем, это далеко не худший вариант.

С хорошим и правильно калиброванным монитором у вас полностью отпадёт необходимость проситься посмотреть картинку перед печатью или сделать цветопробу, т.к. это просто лишние, ненужные действия (за исключением редких случаев) — результат печати полностью предсказуем заранее. Я довольно много печатаю, и что такое "уползание цвета или яркости" на отпечатке, забыл года полтора назад, как страшный сон. Чего и вам советую!

UPDATE. Спустя много лет после написания этой статьи я создал собственную фотолабораторию SREDA Film Lab, где в том числе можно напечатать фотографии на лучше в мире минилабе AGFA. Добро пожаловать:
http://lab.sreda.photo/

Tags: исследования, статьи
Subscribe
promo nemihail 11:00, yesterday 133
Buy for 60 tokens
Вы наверняка уже читали разоблачения по поводу рекордного выигрыша в 1 млрд рублей. Фото: Яндекс Картинки (Столото) Блогеры и СМИ пишут, что пенсионерка Надежда Бартош, которая выиграла тот самый миллиард рублей в лотерее «Столото», оказалась не обычной пенсионеркой из…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 316 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →