Павел Косенко (pavel_kosenko) wrote,
Павел Косенко
pavel_kosenko

Category:

Фикс - ещё одна степень свободы


Использование объектива с фиксированным фокусным расстоянием

После того, как в качестве базового я выбрал объектив с фиксированным фокусным расстоянием, многие спросили "А нафига? Ведь это неудобно, ты сам себя ограничиваешь". Конечно, в чём-то возможности ограничиваются, но, на мой взгляд, в чём-то наоборот расширяются. Может я не прав, но разрешите поделиться некоторыми соображениями относительно творческого процесса съёмки на фиксы.

Идея фикс

Наверное вы заметили - рано или поздно многие фотографы начинают использовать объективы с фиксированным фокусным расстоянием (так называемые "фиксы"). Дело в том, что объективы с переменным фокусным расстоянием (так называемые "зумы") гораздо сложнее. В них используется больше линз, дополнительные движущиеся элементы и другие усложнения конструкций. Сделать такие объективы качественными - задача довольно сложная. И наоборот, чем проще конструкция объектива, тем меньше "лишних деталей" отделяет объект съёмки от его изображения на матрице (фотоплёнке).

Поэтому фиксы по определению более качественны. Есть множество критериев качества - в первую очередь это резкость, а также её равномерность по всей площади изображения. Например, даже для очень дорогих широкоугольных зумов характерна некоторая замыленность картинки ближе к краям. Кроме этого, качество объектива определает уровень хроматических абераций, виньетирования, геометрических искажений и многое другое. Не стоит удивляться, если вы обнаружили, что фикс за 300$ даёт более резкую картинку, чем зум за 1500$ - такое вполне возможно.

Сомнения

Не смотря на преимущество фиксов с точки зрения качества картинки, зум-объективы неизменно привлекают нас своей главной возможностью - приближать (реже удалять) объект съёмки, не сходя с места. Зумы действительно дают нам множество преимуществ, важнейшее из которых - в поисках нужной компановки кадра как бы перемещаться вперёд-назад, физически оставаясь на одном месте. Это некоторая степень свободы, которая у нас появляется. Но вместе с этим сама эта свобода, на мой взгляд, провоцирует нас на менее творческий подход в поиске ракурсов. Я не хочу сказать, что так происходит у всех, более того - многие профи снимают зумами так же творчески, как и фиксами. Но всё-таки склоняюсь к тому, что провокация к более "ленивой" съёмке при работе зумом существует.

Итак, давайте рассмотрим съёмку одного и того же объекта двумя разными объективами. Хочу сразу оговориться, что я не ставлю целью детально рассмотреть свойства конкретных объективов. Я говорю лишь об общем подходе к творческому поиску ракурсов.

Снимаем зумом

Зум-объектив, согласно своей задаче, провоцирует нас на съёмку с одной точки. Если нам надо приблизить или отдалить объект, в первую очередь мы крутим специальное кольцо на объективе. Но редко делаем шаг вперед или назад - зачем, если есть зум? Чаще всего мы ограничиваемся шагом в сторону.

Использование объектива с фиксированным фокусным расстоянием

Например, чтобы получить ракурс, близкий к 1а или 1в, достаточно зумировать на приближение. Чтобы получить ракурс, похожий на 1б, нужно зумировать на удаление. Находясь в исходной точке 1, все наши ракурсы будут расположены на оси Y. Строго говоря, ракурс будет один, а меняться будет лишь кадрирование. Если мы делаем шаг в сторону, то меняется ось нашего ракурса. Теперь это оси Z1 или Z2, т.к. находясь в точках 2 (3), мы работаем зумом и получаем ракурсы, соответственно, близкие к 2а (3а) и 2б (3б).

Таким образом разнообразие ракурсов, которые мы можем получить при работе с зумом, как правило, ограничено треугольником со сторонами на осях Z1 и Z2. Если считать, что в исходной точке 1 положение нашего зума соответствует минимальному фокуснуму расстоянию объектива, то треугольник возможных ракурсов будет ограничен прямыми X, Z1, Z2.

Снимаем фиксом

А теперь рассмотрим ту же ситуацию, но на этот раз вместо зума у нас накручен фикс. Теперь в поисках ракурса мы вынуждены двигать ногами. Ключевое отличие фикса - отсутствие зума, поэтому ключевое направление нашего движения - вперед/назад.

Использование объектива с фиксированным фокусным расстоянием

Двигаясь по оси Y, в каждой точке мы имеем возможность сделать шаг влево/вправо, таким образом наши ракурсы не ограничиваются осями Y и X. При работе с фиксом у нас появляется бесконечное количество новых ракурсов на осях X2, X3, X4 и т.д. Тех ракурсов, которых у нас скорее всего бы не было при типовой работе с зумом. Если в случае зума спектр ракурсов был ограничен треугольником, то с фиксом эта область будет определяться скорее прямоугольником. Причём, чем ближе мы подходим к объекту съёмки, тем более уникальными становятся любые ракурсы, находящиеся шагом левее или правее.

А теперь прибавим сюда возможность приседать, т.е. небольшой диапазон движений вверх-вниз. При работе с зумом это расширение ракурсов всегда будет менее значительным, чем для фиксов. Потому что при физическом приближении к объекту увеличивается угол, с которого можно на него смотреть. Если приблизиться к объекту вплотную, приседая, мы получим такие ракурсы, которых никогда не получим, снимая издалека зумом.

Свобода или зависимость?

Видите, какая интересная картина получается. То, что нам кажется раскрепощением, в итоге наоборот загоняет нас в рамки. Вспомним мобильный телефон. С одной стороны, с ним мы получаем возможность звонить и принимать звонки практически в любой точке земного шара, т.е. вроде бы получаем свободу перемещения. Но вместе с тем мы теряем свою независимость, потому что теперь нам могут позвонить где угодно и когда угодно, независимо от нашего желания. Мы плохо контролируем время, кроличество и длительность своих телефонных разговоров, а главное - их тему. Теперь мы не можем свободно пойти погулять в лес, потому что в любой момент нам могут позвонить и срочно вызвать на работу или уговорить пойти в кино. А часто бывает достаточно и просто позвонить, чтобы нарушить наше настроение.

Примерно тоже самое происходит и с зум-объективами. Они дают нам важные удобства, но взамен забирают часть творческой свободы. Вместе с тем фиксы забирают удобство и скорость, отдавая "на бартер" больше новых ракурсов и высокое качество. Какая именно степень свободы нам больше нравится, зависит от характера и задач съёмки в каждой конкретной ситуации, а также от наших личных предпочтений.

Примечания

1. В этой статье я не призываю покупать фиксы или продавать зумы. Или наоборот. У меня самого есть объективы обоих типов. Мне просто кажется несправедливым мнение, что фиксы "мешают творить". Я считаю, что как раз наоборот - помогают.

2. Я не хочу сказать, что зумы не нужны. Например, попробуем "позумировать ногами" на крыше здания или каком-нибудь мосту. К плюсам зумов также относятся универсальность и компактность (один объектив заменяет несколько), меньшее количество операций по смене оптики (скорость реакции на события, чистота матрицы) и множество других достоинств. Но мне кажется, что в реальности мы используем зумы гораздо чаще, чем это реально необходимо. Вместе с тем преимущества фиксов по качеству картинки очевидны.

3. Никто не мешает "зумировать ногами" и с зумами. Но имея кольцо приближения, мы чаще склонны крутить его, а не двигать ногами.

4. В статье я пренебрёг характеристикой "угол обзора" объективов. Например, для первой схемы ("снимаем зумом") фотографии, полученные из ракурсов 1 и 1в будут отличаться, если они сняты на одно и то же фокусное расстояние (будет отличаться перспектива, соотношение переднего и заднего планов, а также глубина резкости). Но повторюсь, здесь речь идёт о творческом поиске ракурсов, а не о точных характеристиках объективов.

UPDATE:
Эта статья была подвергнута жесткой критике, в результате с момента её публикации я внёс некоторые изменения и дополнения. Изначально было действительно допущено много неточностей и выбран некорректный стиль изложения. Большое спасибо всем, кто принял участие в обсуждении! Теперь статья имеет огромное количество ценных комментариев.
Tags: исследования, фототехника/экипировка
Subscribe
promo pavel_kosenko january 1, 2010 00:05
Buy for 50 tokens
Полный список фототуров и выездных мастер-классов: http://www.frameway.club
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 360 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →