Павел Косенко (pavel_kosenko) wrote,
Павел Косенко
pavel_kosenko

Category:

Как напечатать фотографию, что было "как на мониторе"

Управление цветом при печати

Последнее время мне часто задают этот вопрос. Несмотря на то, что корректный ответ на него "никак", управлять цветом и получать отпечатки без неприятных детских цветовых неожиданностей совсем не сложно. Попробую максимально простым языком объяснить, как именно. Данная заметка ориентирована в первую очередь на начинающих фотографов, испытывающих трудности в управлении цветом при печати фотографий.

Для начала разберемся, почему на бумаге в принципе невозможно получить такое же изображение, как на мониторе. Основных причины здесь две:

1) Монитор светится изнутри, на бумаге же мы имеем дело с отраженным светом. Сама природа изображений разная.

2) Диапазон цветов, которые может воспроизвести монитор и отпечаток, различается. Как правило, цветовой охват монитора шире, чем охват фотоотпечатка. Бывают исключения, например, у некоторых струйных принтеров в определённых оттенках (но не всех) цветовой охват даже превышает монитор. Но всё равно различается.

Посмотрим на приведённую выше картинку. Объёмная фигура снаружи - это цветовой охват стандартного монитора (sRGB). Фигура внутри - охват глянцевой фотобумаги при печати на Noritsu. Очень стандартная, наверное, одна из самых распространённых ситуаций.

Какие выводы можно сделать, глядя на эту картинку? Очевидно, что если мы будем печатать файлы "в лоб", как они есть, то часть ярких цветов, которые мы видим на мониторе, окажутся за пределами возможностей печатных устройств. В итоге на бумаге получим блёклые, невыразительные снимки. Как этогого избежать?

Очень просто. Необходимо максимальным образом привести цвета на исходной картинке в соответствие с возможностями печати. Это происходит за счёт математического пересчёта исходных цветов в цвета, которые может воспроизвести бумага. Этот процесс имеет название конвертация по профилю бумаги. Цветовой профиль (его также называют цветовым профайлом) - это специальный файл, который отражает цветовой охват устройства, получается путём измерений определённой цветовой таблицы (мишени) с помощью спектрофотометра (специального цветоизмерительного прибора). Сначала печатается таблица с известными цветами, потом замеряются цвета по факту. Профайл отражает отклонения.

Задачи цветовых профилей — согласовать между собой возможности цветопередачи на различных цветовоспроизводящих устройствах. Имея профиль устройства, мы ВСЕГДА можем наперёд с высокой степенью точности знать, каким образом будут воспроизведены цвета и, в случае необходимости, внести соответствующие коррективы в наш файл, который хотим напечатать. Подробные инструкции, как произвести "экранную цветопробу" (Proof Colors) в Adobe Photoshop, можно почитать здесь:
http://www.fotoproekt.ru/port/support/profiles/

В лаборатории "Фотопроект" конвертация по профилю бумаги производится автоматически. Т.е. присылать файлы на печать можно в любом цветовом пространстве (чаще всего это sRGB или Adobe RGB) - автоматизированная система сама переконвертирует файлы в зависимости от машины, на которой будет печататься заказ и выбранного типа бумаги.

При печати в других лабораториях необходимо уточнить, производится ли конвертация при печати и, если нет, попросить профили бумаг (если да, то профили тем более обязаны быть представлены в открытом доступе, как правило, на сайте). Имея профиль, конвертировать изображение можно самостоятельно.

Edit - Convert to Profile

Управление цветом при печати

При этом, если установлена галочка Preview, то мы будем видеть, что именно происходит с нашими цветами (будет происходить на печати).

То же самое можно делать при печати на домашнем струйном принтере, но перед этим придётся построить профили соответствующих бумаг (взятые на сайте производителя, как правило, слишком усреднены и, соответственно, неточны). Для этого придётся купить спектрофотометр и научиться с ним работать, или воспользоваться услугами соответствующих специалистов.

Но самое главное условие, без которого об управлении цветом говорить невозможно в принципе, это калиброванный монитор. Если ваш монитор не калиброван, всё вышенаписанное не будет работать, т.к. вы просто будете видеть искаженные цвета и на печати получать неожиданные сюрпризы. Более того, имея калиброванный монитор, можно даже не углубляться в использование профайлов, т.к. близкий к ожидаемому результат будет обеспечен уже тем, что ваше устройство максимально согласовано (насколько это возможно) к эталонной цветопередаче - к той же самой, к которой согласованы профессиональные печатающие устройства. С профилями, безусловно, можно достигать много более точных результатов, но для подавляющего большинства сюжетов будет достаточно и просто калиброванного монитора.

Что очень важно — монитор должен быть не просто калиброван, но и калиброван правильно. Например, весьма распространённой ошибкой является калибровка монитора на слишком высокую яркость белой точки. Логика непрофессионала здесь такая - раз монитор позволяет показывать ярко и красочно, почему бы не использовать эту возмжность? В результате задранная, скажем до 200 Cd/m2 яркость приводит к тому, что отпечатанные фотографии ВСЕГДА будут выглядеть тёмными. Хотя проблема, на самом деле, в чрезмерно ярко настроенном мониторе.

Немаловажным фактором для получения требуемого результата являюся условия просмотра готовых отпечатков. Как бы хорошо не была напечатан снимок, в сумерках он всегда будет казаться блёклым и тёмным.

О том, как организовать рабочее место и откалибровать монитор, можно почитать здесь:
http://www.fotoproekt.ru/port/support/profiles/monitor/

Я уже много раз советовал, и советую снова. Тем, кто хочет разобраться с вопросами управления цветом, настоятельно рекомендую осилить статью Алексея Шадрина и Андрея Френкеля Color Management System (CMS) в логике цветовых координатных систем, которая аккумулирует базовые знания в этой области.

Москвичам могу советовать и настоятельно рекомендую посетить семинар Александра Сахарова Калибровка монитора и управление цветом, где подробно рассматриваются все затронутые в этой статье и многие другие вопросы. Ближайший состоится 18 августа.

Безусловно, имеет значение и выбор монитора. В этом вопросе могу рекомендовать следующие варианты:

1) Nec 2690 WUXi - фактически бескомпромисный монитор из доступных. Таким монитором пользуются многие профессионалы, среди которых vera_klokova, awo_onyshchenko, asakharov, dementievskiy, dima_chatrov, alexeyshadrin и многие другие.

2) Nec 2090Uxi или Nec 2190Uxi - для тех, у кого нет денег на 2690. Таким монитором пользуюсь я :)

3) Macbook Pro с матовым экраном — для тех, кому важна мобильность (вариант ноутбука).

Apple Cinema тоже подойдёт, но я не советую им пользоваться из-за отсутствия меню монитора и, как следствие, возможностей расширенного управления настройками в различных операционных системах, а также непродуманной конструкции кнопок яркости, которые не имеют шакалы градуирования (ни звуковой, ни визуальной, ни тактильной) - соответственно, калибровка слетает при малейшем случайном прикосновении к сенсорам, которые находятся рядом с кнопкой Power. Алексей Шадрин также не рекомендует Apple Cinema из-за отстающих от 2690 характеристик, в частности, неравномерной засветки экрана. Но вместе с тем, это далеко не худший вариант.

С хорошим и правильно калиброванным монитором у вас полностью отпадёт необходимость проситься посмотреть картинку перед печатью или сделать цветопробу, т.к. это просто лишние, ненужные действия (за исключением редких случаев) — результат печати полностью предсказуем заранее. Я довольно много печатаю, и что такое "уползание цвета или яркости" на отпечатке, забыл года полтора назад, как страшный сон. Чего и вам советую!

UPDATE спустя много лет.
Печатать фотографии так, чтобы они были ближе всего к монитору, лучше всего на AGFA.

Tags: исследования, статьи
Subscribe
promo pavel_kosenko january 1, 2010 00:05
Buy for 50 tokens
Полный список фототуров и выездных мастер-классов: http://www.frameway.club
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 258 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →