pavel_kosenko


Павел Косенко

«Хорошая фотография – это неудачная плохая» (с) Г. Пинхасов


Корабельная тема в Шотландии
pavel_kosenko
Несколько новых отпечатков из Шотландии, июнь 2017.
Ручная оптическая печать с негативов, бумага Kodak Premier, 20x20 см.
Если кому интересно, живьем можно посмотреть у меня в лаборатории SREDA Film Lab.








promo pavel_kosenko january 1, 2010 00:05
Buy for 1 000 tokens
Полный список фототуров и выездных мастер-классов: http://www.frameway.club

Фотопарад в Угличе — 2017
pavel_kosenko


2-6 августа я в Угличе. Читаю лекции, журю конкурсы, провожу портфолио, общаюсь с интересными людьми. Компания будет отличная, даже Пинхасов обещался. И вы приезжайте. Только с отелями, как всегда, напряг в эти даты, так что бронировать сейчас надо.

http://www.photofest-uglich.ru/uchastie/


[reposted post]Статистика продажи фотопленок, июль 2017
pavel_kosenko wrote in sreda_photo
reposted by pavel_kosenko


Новый месяц — новый график!

http://shop.sreda.photo

+7 (495) 481-8080
г. Москва, ул. Вавилова, д. 5
Понедельник-пятница с 12:00 до 21:00.
Суббота, воскресенье с 12:00 до 20:00.
Доставка заказов в любую точку мира.

«СРЕДА» в соцсетях: ЖЖ | Instagram | Facebook | Вконтакте | Telegram


Багетная мастерская. Материалы для оформления фотографий
pavel_kosenko
Это вторая статья из цикла «Багетная мастерская». Сегодня мы поговорим о том, какие материалы используются для качественного оформления фотографий, чем они отличаются друг от друга.

багетная мастерская

Перед нами — базовая схема оформления произведений изобразительного искусства. Существуют более сложные оформительские схемы, однако мы не будем их рассматривать в этой статье, т.к. они редко использутся в реальной практике, особенно применительно к фотографии, и в любом случае выходят за рамки оформления музейно-галерейного уровня.

В основе оформительской схемы лежит так называемый базовый «бутерброд», состоящий из четырех слоев. Сверху вниз:

1) Картон с вырезанным окном паспарту
2) Сама фотография
3) Клеевая основа или монтажная лента
4) Задний (подложный) картон

багетная мастерская

Такой «бутерброд» сам по себе может являться законченным произведением искусства, если он выполнен по специальным технологиям из специальных материалов, обеспечивающих хранение отпечатка в течение длительного времени. Оформление в виде «бутерброда» часто используется для портфолио фотографа, хранения фотографий в частных коллекциях и запасниках музеев. Именно в виде такого бутерброда отпечатки часто продаются на аукционах, в галереях и даже в обычных туристических и книжных магазинах.

При этом авторская подпись и информация об отпечатке (тираж, номер копии, дата съемки негатива, дата печати), а также сертификационные штампы даркрума/галереи (иногда штампы и автографы печатника и мастера-оформителя) ставятся на его задней части.

подробно про оформление фотографий и материалы, которые для этого используютсяCollapse )

Материалы подготовлены на базе даркрума, лаборатории и оформительской мастерской SREDA Film Lab. В следующих статьях мы поговорим о том, как правильно вырезать паспарту, промывать баритовые отпечатки, как работает термопресс, что такое обращаемость монтажа, как грамотно сертифицировать и подписывать фотографии и о многом другом. Оставайтесь на связи!


10 лет моему ЖЖ
pavel_kosenko
Пару дней назад моему ЖЖ исполнилось ровно 10 лет, но я, конечно, благополучно профукал эту круглую дату. Несмотря на то, что последние годы я редко сюда пишу, все равно хочу сказать пару добрых слов об этом некогда замечательном ресурсе. Потому что ЖЖ в моей жизни сыграл довольно важную, если не сказать, ключевую роль.

много букв про ЖЖ и эти 10 лет жизниCollapse )


Обновил свой сайт
pavel_kosenko


Полностью переделал свой сайт, т.к. предыдущий в очередной раз устарел (со мной это происходит с периодичностью примерно раз в 3-4 года). На этот раз решил не заказывать создание с нуля, а воспользоваться готовым решением. Основная причина — такой сайт легче обновлять и поддерживать в актуальном состоянии.

Изучяя существующие инструменты, мой взор был направлен на известные западные платформы — такие как Wix, Wordpress, Cargo, Tilda, Gophotoweb, Viewbook, Squarespace, Koken, SmugMug, Portfoliobox и др. Потратив несколько месяцев, я пришел к выводу, что ни один из них мне не подходит. Или слишком сложно, или наоборот нет базовых возможностей. Я уже почти было плюнул на эту затею, но тут мне начали попадаться простые и симпатичные сайты фотографов на платформе photographer.ru, к которой я сначала не относился серьезно. Решив все-таки познакомиться с ней, я был крайне удивлен — это оказалось именно то, что нужно. Все очень просто (и визуально, и в управлении), ничего лишнего.

Просто удивительно, что множество сервисов с мировым именем, огромными бюджетами и командами не смогли сделать то, что сделал один человек — создатель проекта Photographer.ru, фотограф Андрей Безукладников. В очередной раз глубокое понимание творческих задач и желание сделать инструмент лично для себя одним ударом отправляют в нокаут сотни маркетинговых бизнес-планов.

Если вам интересно взглянуть на мой новый сайт, добро пожаловать:

http://www.pavelkosenko.com


"Show me the way" to Scotland 2017
pavel_kosenko


Видео из фотопутешествия «Фреймвей» по Шотландии, июнь 2017. Смотреть со звуком. Только не подумайте, что я в видеоблогеры подался. Я в этом ничего не понимаю и (пока во всяком случае) не хочу понимать. Просто собрал ролик на память. Из баловства, которое снимал на айфон в процессе поездки.


[reposted post]Кросс-процессы. Практический эксперимент
pavel_kosenko wrote in sreda_photo
reposted by pavel_kosenko


Сегодня мы расскажем о результатах эксперимента, поставленного недавно на очередной встрече Пленочного клуба «СРЕДА». На этот раз мы решили познакомиться ближе с кросс-процессами, о которых ходит много легенд. Различные программы обработки, плагины и приложения для iPhone с гордостью предоставляют пользователям бесконечные варианты обработки а-ля cross process, но имеют ли они отношение к реальным аналоговым кросс-процессам? В сети мало практической информации на эту тему, и мы решили слегка восполнить этот пробел.

https://blog.sreda.photo/2017/06/11/cross-processes/


Существует ли фотография вне отпечатка
pavel_kosenko


Часто приходится слышать о том, что снимок существует только в напечатанном виде. Несмотря на то, что лично я печатаю фотографии всю свою сознательную жизнь (в разные периоды то чаще, то реже), глубокое осознание принципиальной важности отпечатка пришло лишь спустя десятилетия. Здесь есть несколько моментов для понимания:

1. Восприятие фотографии на бумаге кардинально отличается от восприятия на экране компьютера. Начиная от разницы между светимостью монитора и отражающей способностью красок, и заканчивая тактильными и даже обанятельными ощущениями. Мы можем сколь угодно восхищаться виртуальным изображением, но пока мы не увидим его на бумаге, на самом деле мы имеем лишь отдаленное представление об этой (до момента печати потенциальной) фотографии.

2. Разительно отличается отношение самого автора к напечатанному и ненапечатанному изображению. Сотни тысяч файлов на компьютере (или тысячи негативов) — всего лишь сырой материал, большую часть которого ни автор, никто другой никогда смотреть не будет. Задача печати фотографий — это в первую очередь задача выбора, что именно достойно переноса на бумагу. Выбор этот зачастую оказывается мучительным, но зато в итоге среди тонн просеянного материала вычленяются отдельные достойные (на взгял автора) демонстрации изображения.

3. Как только перед автором встает задача напечатать снимок, часто выясняется, что «принтер плохо печатает», «лаборатория наврала цвета», «получилось слишком темно» или что-то подобное. Почти все эти претензии автора — на самом деле не к оборудованию или лаборантам, а к самому себе. Безусловно, существуют чисто технические нюансы печати фотографий, которые важно знать, но их роль обычно сильно преувеличивается. Часто автор хочет перенести на бумагу тот контраст и цвета, которые видел на мониторе, но «вдруг» выясняется, что минилаб или принтер слишком «плохи» для того, чтобы это делать. Истинная проблема заключается в том, что автор живет в виртуальном мире и не понимает, как устроено реальное фотографическое изображение, не умеет с ним работать и его достигать.

4. Конечным результатом работы фотографа нельзя считать полуфабрикат в виде файлов (не важно, Raw или Jpeg) точно также, как не является результатом ненапечатанный негатив. Несмотря на то, что Jpeg/Tiff является интерпретированным изображением, на самом деле не до конца, т.к. при его переносе на бумагу возникает множество новых неоднозначностей для интерпретации. Фотограф должен или доделать свою работу, не останавливаясь на полпути, или перепоручить ее коллегам — лаборантам, печатникам. В последнем случае окончательная интерпретация будет осуществлена не автором, а значит результат часто автора не устроит. Таким образом или автор все-таки вынужден научиться добиваться нужного результата на бумаге (сам или с помощью лаборантов, но в любом случае — с изучением технологий печати), или возвращаемся к п.3.

5. Только увидев отпечаток, автор видит свою фотографию впервые. Соответственно, окончательный выбор работ можно сделать только в напечатанном виде. Бессмысленно пытаться сделать финальный отбор снимков в программе-каталогизаторе: все равно после печати этот выбор изменится, и практика показывает, что изменится сильно. При этом сам процесс физического перекладывания отпечатков на столе в тысячи раз более эффективен, чем процесс расставления звездочек в Лайтруме. Можно сколь угодно ставить это под сомнение, но как только фотограф получает опыт отбора напечатанных изображений, он почти всегда соглашается с правильностью такого подхода.

6. Напечатанная фотография — реальный продукт творчества. Его можно посмотреть вживую, пощупать, выставить в галерее, подарить или продать. Напечатанная фотография существует на самом деле. Виртуальное изображение — это лишь набор единичек и ноликов, приводящий к светимости экрана. Выключаем электричество, и результата работы фотографа не существует. Если в случае пожара от отпечатков и негативов останется хотя бы пепел, в случае поломки жесткого диска от изображения не останется ничего. Ничто не будет доказывать, что оно существовало в принципе. Потому что оно и не существовало.

Значит ли это, что фотографии в электронном виде не нужны? Конечно, нет. Графические файлы нужны как минимум для демонстрации того, что существует физические отпечаток или негатив. А также для широкого круга сугубо прикладных задач — от туристических (например, демонстрация того, как выглядит место, отель и т.д.) до одноразовых новостей и «фото на документы» (например, для сайтов знакомств). Но как только фотография используется даже просто как семейное «на память», уже имеет смысл ее распечатывать — как минимум потому, что тонны файлов на жестком диске почти никто и почти никогда не смотрит, включая самого автора. Как максимум потому, что это принципиально влияет на качество фотографий в эстетическом и художественном плане (в лучшую сторону), т.к. для печати фотографий автору приходется проделать важную внутреннюю работу по отбору по осмыслению того, что он снимает и зачем.

Развивая мысль можно (и, на мой взгляд, нужно) говорить о разнице между цифровой печатью с файлов (в том числе со сканов) и ручной оптичеческой печатью с негативов в темной комнате, когда печать происходит полностью аналоговым способом без участия компьютера. Но об этом поговорим как-нибудь в другой раз. А пока остается лишь добавить о том, что виртуальное изображение приведено в качестве иллюстрации к этой заметке. Хотя правильнее будет сказать наоборот — этот текст родился, пока я рассматривал (вживую, конечно) эту напечатанную вчера вечером фотографию.

Это снимок из моего нового проекта, над которым я работаю уже больше года, и который пока еще не закончен. Я печатаю все фотографии, которые считаю потенциально подходящими в концепции этого проекта. В качестве результата планирую сделать книгу и выставку. За год я напечатал более сотни снимков, и только после этого увидел, какие в проект скорее всего войдут (на сегодня таких около 20), какие идут на скамейку запасных (таких тоже около 20), а какие скорее всего пойдут в корзину (таких более 60). Эта фотография, привезенная из недавней поездки в Армению, в проект скорее всего войдет.

Горис, Армения, май 2017
21х21 см, ручная оптическая печать
с оригинального негатива Kodak Portra 400
бумага Kodak Premier
лимитированный тираж 10 копий


Багетная мастерская. 5 оформительских уровней
pavel_kosenko


Некоторое время назад я обнаружил, что накатанная в 2010 году на дибонд фотография полностью испортилась. Сквозь нее проступил следы клея, подтеки, эмульсия покрылась трещинами и пятнами.



Удивившись такой катастрофической деградации отпечатка всего лишь за 7 лет, я задумался о том, почему это произошло. Начал изучать вопросы оформления фотографий и познакомился с Пашей Дудниковым (на фото выше) — фотографом и сертифицированным оформителем Торговой Гильдии Изобразительных Искусств. В свое время он построил небольшую багетную мастерскую под личные нужды, т.к. смог не найти в Москве качественного оформительского сервиса. Другим фотографам Паша тоже помогает, в частности помог оформить мне некоторое количество фотографий и разобраться с базовыми определениями, как оказалось, весьма непростого дела.

К сожалению, многие даже очень опытные фотографы мало знают о стандартах оформления, о музейно-галерейных требованиях и том, как правильно обрамлять фотографии, если важно добиться их сохранности в течение многих лет. Меж тем, эти вопросы давно изучены, проверены на практике и тщательно задокументированы.

Так сложилось, что законодателем в области оформления фотографий является упомянутая выше Торговая Гильдия Изобразительных искусств (Fine Art Trade Guild, London). Эта организация существует с 1910 года. Занимается исследованиями в области оформления, консервации и архивации произведений искусства, стандартизацией процессов и материалов, созданием узкопрофильной документации, обучением и сертификацией профессиональных багетчиков.

Большая часть документации и учебников FATG предназначены сугубо для членов ассоциации (то есть для багетчиков), тщательно охраняется от несанкционированных публикаций и копирования. Однако некоторые документы предназначены для общего пользования. Некоторые есть даже на русском языке. С одним из них я хочу вас познакомить сегодня. Пожалуй, это ключевой документ, который имеет смысл изучить всем фотографам, которые планируют продавать свои отпечатки:


Five Levels of Framing (Пять Оформительских Уровней)

В документе подробно описаны пять основных стандартов оформления произведений искусства и соответствующие технические требования. Документ довольно большой, содержит специализированные термины, поэтому я попробовал максимально упростить его понимание. Ниже — конспективный, сокращенный до задач фотографов вариант с описанием основных отличий пяти уровней оформления.


1. Минимальный
Цель — сделать простейшую рамку с минимальными затратами. Цена в этом случае важнее, чем внешний вид и качество рамки. Подходит для временной демонстрации работы. Дешевый продукт, в который заказчик может вставить свое произведение.

2. Бюджетный
Цель — сделать приемлемую внешне раму по бюджетной цене. Не предпринимается никаких попыток защитить произведение искусства от старения. Подходит для работы, не имеющей коммерческой или какой-либо иной ценности.

3. Рекомендованный
Цель — улучшить работу зрительно и предложить минимальный уровень защиты картины от загрязнений в атмосфере, обеспечивающий срок хранения до 5 лет в нормальных условиях. Подходит для работы с незначительной коммерческой или иной ценностью, в которой важен внешний вид изображения.

4. Консервационный
Цель — улучшить работу зрительно и предложить высокий уровень защиты картины от физических и механических повреждений, загрязнений в атмосфере, кислоты, образующейся в материалах для оформления. Обеспечивает срок хранения работы до 20 лет в нормальных условиях. Подходит для коллекционных произведений искусства, которые необходимо сохранить на будущее — например, подлинные произведения искусства, постеры ограниченного тиража, которые могут потенциально возрасти в цене, а также работы, которые представляют индивидуальную ценность для заказчика.

5. Музейный
Цель — улучшить работу зрительно и предложить максимальный уровень защиты картины от физических и механических повреждений (загрязнений в атмосфере, кислоты, образующейся в материалах для оформления) в нормальных условиях. Применяется для произведений искусства музейного качества, которые необходимо сохранить на будущее, в том числе уже очень ценных и имеющих потенциальную историческую ценность произведений. Все процессы должны быть полностью обратимыми.

Термин «нормальные условия», согласно определению Гильдии, обозначает отсутствие прямых солнечных лучей, температуру от 10 до 25°С, и уровень влажности от 40 до 60%.


Следует отметить, что работа многих оформителей на рынке не соответствует даже минимальному уровню оформления. Тем временем, если вы планируете продавать свои фотографии и не хотите разочаровать вашего покупателя через несколько лет после сделки, оформлять фотографии следует на уровне, не ниже четвертого.

Рассмотрим все уровни чуть подробнее:

подробно про оформление фотографийCollapse )


?

Log in

No account? Create an account