Павел Косенко (pavel_kosenko) wrote,
Павел Косенко
pavel_kosenko

Электросамокат Xiaomi M365 — личный опыт и пара лайфхаков



Вот до чего лень доводит! Одному товарищу рассказал пару лайфхаков по использованию сяоката (именно так нежно называют электросамокаты Xiaomi их владельцы), второму... значит время чиркануть об этом заметку, ибо третий раз рассказывать одно и тоже мне неохота.

1. Почему электросамокат?
2. Скорость и способ передвижения по городу
3. Запас хода
4. Стоимость электроэнергии
5. Лайфхаки
6. Дополнения

1. Почему электросамокат?

Начнем с того, что наконец слово «самокат» приобрело тот смысл, который в него закладывался изначально — сам катится. До недавнего времени это было не так, потому что приходилось толькаться ногой, а это уже не «самокат».

Этим летом мой старший сын заболел гироскутером, бредил им во сне и наяву, и я решил исполнить его мечту. Начал изучать тему, кинул клич на Фейсбуке. На помощь, как всегда, пришел victorborisov, который просто подъехал к моему дому на сяокате и дал попробовать мне и сыну. Все вопросы снялись в тот же момент, у ребенка загорелись глаза, у меня еще больше. Поэтому на следующий день мы поехали и купили сий чудный девайс.

До этого я успел попробовать все самые распространенные виды электроколёс, от гироскутеров и моноколес и до электроскутеров. Гиро и моно — неустойчиво, опасно, требует экипировки. Бордюры для них серьезные препятствия. В метро и торговых центрах надо брать в руки, а это не то чтобы совсем легко. Скорее игрушки, нежели реальные средства передвижения. Велосипед — вообще не наша тема, у нас в семье их 2-3 штуки в наличии и они простаивают годами без движения. А вот на самокатах мы ездим уже несколько лет, причем почти каждый день с ранней весны до поздней осени. Даже в школу ребенок ездит на самокате, причем до ноября, а то и до декабря.

Лично для меня самокат — самый удобный городской транспорт. Встать на него и слезть требует доли секунды. Не нужны специальные рюкзаки, достаточно обычной городской сумки, доступ к которой ты получаешь за 1 сек. Увидел сюжет, остановился, поставил самокат на ножку и через 5 секунд ты уже с камерой в руках занимаешься съемкой. Не нужны шлемы, наколенники и т.п. С самокатом пускают в метро, магазины, торговые центры. Его не нужно носить в руках, можно поставить в любом месте, для этого не нужны стенки и другие опоры.

Важный плюс сяокатов — это накачиваемые шины нормальных размеров. Ехать мягко, а обычные бордюры не проблема. Но и на сяокате никто не оштрафует после бокала вина. Что, конечно, не оменяет осторожности и соблюдения ПДД (об этом ниже).

2. Скорость и способ передвижения по городу

Даже обычный самокат развивает приличную скорость, пригодную для реального перемещения — до 15-20 км/ч. А электросамокат способен ехать с такой скоростью постоянно, не используя ноги для отталкивания. Максимальная скорость, которую способен развивать сяокат с родной прошивкой = 25 км/ч. Есть определенные хитрости как увеличить это значение аж до 40 км/ч, но в реальной жизни, я считаю, это не требуется и даже вредно.

Ключевая особенность передвижения на сяокате — это использование пешеходных тротуаров. Самокат по нашим ПДД приравнивается к пешеходу (не к велосипедисту, а именно к пешеходу), соответственно, перемещаться на нем можно и нужно как пешеход. А для пешеходного потока скорость свыше 15 км/ч некомфортна и даже опасна, как для самого сяокатчика, так и для других участников пешеходного движения. Пешеходы просто не ожидают, что вы можете перемещаться в таком темпе.

Поэтому лично я предпочитаю ездить на сяокате в так называаемом Eco-режиме (переводится в него двойным нажатием кнопки), когда мощность самоката программно снижается с 500 Вт до 250 Вт, средняя скорость при этом становится около 15 км/ч. При этом еще и энергия экономится. В таком темпе я перемещаюсь достаточно эффективно, и не создаю проблем другим людям. Для обычного пешехода эта скорость примерно как скорость быстро бегущего человека, что в пешеходном потоке встречается сплошь и рядом.

Лично я не люблю ездить на сяокате по автомобильным дорогам, хотя некоторые так делают. Во-первых, это нарушение ПДД, во-вторых опасно, ну и самое главное — это ужасно неприятно. Ты самый медленный, всем мешаешь, тебе сигналят, дышишь выхлопами, едешь в шуме и к тому же тебя обрызгивают грязью. Это еще одна из причин, почему лично я никогда не любил велосипед и всегда стремился избавиться от необходимости ездить по автодорогам.

Что касается реальной скорости передвижения на сяокате как на транспорте — лично у меня дорога от дома до лаборатории (4,7 км) занимает около 15 минут. Против 15-20 минут на машине без пробок. Основной тормоз для езды на машине — светофоры. На сяокате их тоже не избежать, но ситуацию значительно упрощает наличие подземных переходов и приоритет пешеходам на пешеходных переходах.

Кстати, т.к. самокат это не велосипед, спешиваться при переходе дороги не обязательно. Но важно понимать, что машины совершенно не ожидают от пешеходов такой скорости передвижения. Поэтому по факту я всегда сильно (очень сильно) сбавляю скорость на пешеходных переходах, даже если машин нет поблизости. Потому что они могут появиться в любой момент, а практика показывает, что водители не в состоянии соизмерить свою скорость и скорость самокатчика.

3. Запас хода

Сложно точно измерить, на какое расстояние хватает одного полного заряда батареи. Это зависит от вашего веса, рельефа, режима движения, стиля езды и других факторов. Производитель заявляет до 30 км. Лично мне зяряда в среднем хватает на 25 км.

Кстати, важный момент — после покупки сяоката нужно дать батареям «проснуться». Для этого нужно их полностью разрядить и зарядить несколько раз. Лично у меня после 3-х таких циклов дальность «полета» увеличилась с 10 км (на первом заряде) до 25 км (на четвертом).

4. Стоимость электроэнергии

На мой взгляд, экономические расчеты не имеют особого практического смысла. Потому что самое главное в сяокате — это удовольствие. А за удовольствие мы готовы платить бесконечно много, это вообще самое главное в нашей жизни. Тем не менее, экономические расчеты стоимости использования сяоката оказываются весьма любопытными.

Стоимость полной зарядки моего сяоката в Москве составляет от 49 коп. (самый дешевый тариф) до 1 руб 98 коп (самый дорогой тариф) за одну полную зарядку. На этой зарядке я проезжаю до 25 км. На самом деле, можно и 30 км проехать, но пусть будет 25, чтобы уж наверняка.

Получается, что стоимость передвижения на расстояние 100 км на электросамокате составляет от 2 до 8 руб. Как я уже говорил, мой ежедневный путь в лабораторию составляет 4,7 км. С ответвлениями типа «в магазин», «в банкомат» и просто покататься / подышать воздухом в парке каждый день я проезжаю максимум 15-20 км. Пусть будет 20 км, чтобы уж наверняка.

Несложные математические рассчеты показывают, что стоимость передвижения по городу на этом транспортном средстве при ежедневном использовании составляет от 12 руб до 48 руб. В реальности у меня дома двутарифный счетчик, а самокат заряжается в основном ночью. То есть по факту стоимость 30 дней перемещения на общее расстояние 600 км обходится мне около 12-15 руб в месяц. Для тех, кто не ориентируется в рублевых ценах, это примерно 0,20$. В месяц.

Теперь давайте предположим, что я ошибся в расчетах, скажем... в 5 раз. На самом деле, я не ошибся, но допустим, электричество подорожает в скором времени в несколько раз (что резко, конечо, вряд ли произойдет). При самых неблагоприятных экономических раскладах передвижение на самокате будет обходиться мне в 1$/месяц.

Конечно, для полной экономической картины надо считать стоимость амортизации — стоимость самого самоката 21 тыс руб, стоимость батарей 6 тыс руб, которые предположительно надо менять при активном использовании раз в 2-3 года. Но если сравнивать с другими видами транспорта, то тогда надо считать и стоимость амортизации велосипедов/автомобилей тоже, и тут автомобили проиграют по полной программе. Например, моя Шкода Суперб с учетом стоимости амортизации и всех расходов, включая бензин, страховку, парковки и т.д. обходится мне около 60 тыс руб.

Так что тут немного другой ракурс рассуждений. Лично я не рассматриваю сяокат как замену машине, потому что есть зима, дожди и еще задачи вроде «отвезти детей к бабушке на дачу» (хоть такси и намного дешевле для всего этого, но мы ж все люди богатые, можем позволить себе роскошь). Сяокат для меня не вместо машины, а в дополнение к ней. Правда, по факту, последнее время на машине я почти не езжу, и стал заправлять ее примерно в 4 раза реже, что в реальном моем кошельке отражается в виде экономии примерно 3 тысяч рублей ежемесячно.

5. Лайфхаки

Идеальных устройств не бывает, и сяокаты не исключение. Несмотря на то, что на сегодняшний день лично мне не известно более выгодных и надежных по соотношению цена/качество электросамокатов, у Xiaomi есть некоторые недоработки и важные для понимания нюансы использования, ради которых я, собственно, и затеял этот пост. Итак, делюсь информацией, которую считаю важной для начинающих сяокатчиков.

1) Накачать шины. Большинство людей, которые покупают сяокаты, не читают инструкций и не знают, что при продаже давление в шинах составляет всего 0,5 атмосфер. Визуально это не кажется проблемой, но на самом деле при таком давлении нельзя даже пытаться проехать на самокате в магазине при его проверке. А если вы начнете ездить в реальной жизни, не накачав колеса, скорее всего уже через 1-2 дня вам потребуется ставить новые покрышки. Производитель советует накачивать шины до 3,5 атмосфер, но опытные пользователи рекомендуют качать до 4-5 атмосфер. Лично я езжу на 4,5 атмосферах. Но это не столь важно. Важно – накачать шины при покупке самоката! Практика показывает, что проверть и подкачивать шины нужно примерно 1-2 раза в месяц.

2) Люфт руля. Родная конструкция сяоката такова, что рулеваяя штанга немного люфтит. Вряд ли это приведет к катастрофическим последствиям, но ездить с дребезжащим рулем неприятно. К тому же он постепенно расшатывается все больше и больше. Поэтому на место складывания рулевой штанги желательно купить специальную прокладку-«бабочку», которую выпускают народные умельцы (найти можно в интернете).



Бабочки бывают в двух вариантах — толщиной 0,4 мм (для новых самокатов) и 0,8 мм (для побывавших в эксплуатации). Если вам неохота искать умельцев, проложите место крепления 3-4 слоями обычной изоленты. Мы с Витей именно так и ездим, изолента держит намертво. Как в том анекдоте прям: «Мужики, вы мне тут сварочкой прихватите, а я до дома доеду, и уже намертво изолентой приделаю».



3) Совсем уж глупый совет, но практика показывает, что на это стоит обратить внимание. На сяокате не предусмотрено торможения ногой по заднему крылу. Эта привычку, наследованную от обычных самокатов, лучше искоренить сразу, иначе придется ездить без крыла или колхозить его шурупами, когда оно отвалится.

4) Собственно, торможение. Тут важно разобраться, как оно работает. Иначе не избежать ни падений/аварий, ни поломок. Система торможения на сяокатах эффективная, даже черезчур. Первое, что приходит в голову новичку, это тормозить ручным тормозом, чего делать категорически не рекомендуется. Объясню почему.

Дело в том, что основной способ торможения, предусмотренный в сяокате — это торможение с рекуперацией. То есть вы просто отпускаете ручку газа и сяокат начинает тормозить сам (тормоз при этом нажимать не надо), причем при этом он еще и заряжается (тоже достаточно эффективно). Степень рекуперации настраивается через приложение для iPhone (есть также для Android).



Лично я использую самую сильную степень рекуперации, это позволяет тормозить максимально эффективно, не используя тормоза. Но к такому торможению нужно немного привыкнуть, потому что начинает тормозить сяокат не сразу после сброса газа, а примерно через 1-2 секунды.

Так почему же не стоит использовать ручной тормоз и тогда вообще для чего он? Тормоз в сяокате предусмотрен исключительно для экстренного торможения. Это совмещенный механический тормоз (с тормозными колодками) и электрический (с управлением через электронику). Работает он следующим образом. Вы нажимаете на тормоз, срабатывает датчик и мозги сяоката начинают отслеживать изменние скорости. Если скорость не падает, сяокат дает обратный ток на мотор-колесо. В этот момент происходит резкая нагрузка на контроллер, который просто может сгореть. А его замена обойдется вам в копеечку. Не говоря о том, что в момент такого торможения дико расходуется энергия и нагревается мотор-колесо. Поэтому использовать ручной тормоз для обычного торможения, мягко говоря, не стоит.

5) Настройте механический тормоз. Система тормозного диска оснащена несколькими винтами для настройки — разобраться не сложно, нужно лишь иметь подходящий шестигранник.



Тормоз надо настроить таким образом, чтобы колодка подходила максимально близко к диску, но при этом не мешала его свободному вращению. При нажатии на ручной тормоз колесо должно резко блокироваться без электроники. В этом случае, если придется тормозить экстренно, нагрузка на контроллер будет минимальной и, соответственно, больше шансов, что он выживет.

6) Защитная крышка для кнопки управления. Так как сяокат не предусмотрен к использованию в плохую погоду, его слабое место — основная кнопка управления, которая не защищена от влаги. От греха подальше лучше сразу приобрести у тех же умельцев сделанную на 3D-принтере защитную крышку, благо стоит она всего 200-300 руб.



7) Ну и последнее — не забудьте пароль! Когда вы скачаете приложение и соединитесь с сяокатом, он начнет обновление его прошивки и попросит вас придумать пароль. Если вы его забудете, получить доступ к собственному самокату в будущем будет весьма затруднительно. Кстати, у Xiaomi довольно красивое приложение, где вы можете отслеживать множество параметров вплоть до текущего расхода энергии и температуры батареи, блокировать самокат на парковке и т.д.



6. Дополнения

Ну и напоследок некоторая информация общего характера:

1) На самом деле этот самокат — разработка компании Segway, которую полностью выкупил «китайский Стив Джобс» по имени Лэй Цзюн, основатель Xiaomi. Если снять заднее крыло, то там даже можно найти надпись Segway. Также к сяокату подходит родное Segway-приложение Ninebot. Цзюн, собстсвенно, направил ресурсы Segway в правильное русло и, уверен, скоро отожмет из этого направления много прибыли. Потому что до сих пор Segway делали хорошие, но абсолютно никому не нужные девайсы, и наконец теперь начали производить реальное транспортное средство.

2) Весит сяокат 12 кг, в случае необходимости легко затаскивается одной рукой на любую лестницу, в любой лифт и т.д.

3) Полностью с нуля сяокат заряжается около 4 часов. Втыкается в обычную розетку. Зарядное устройство весит около 0,5 кг, внешне похоже на зарядку для старых ноутбуков (небольшой черный кирпичик), в сумку обычную городскую помещается свободно, вместе с ноутбуком и другими жизненно важными вещами.

4) Существует много возможностей тюнинговать сяокат. На него можно поставить в 1,5 раза более мощные батареи, альтернативную прошивку, которая снимает ограничения на мощность/скорость и увеличивает пробег за счет наката (убирает рекуперацию), литые шины, подшипники, подножки и ручки для детей и много всего другого. Информацию об этом можно найти, например, здесь. Лично я не стал пока тюнинговать свой сяокат, т.к. не уверен, что это реально нужно. Может быть в будущем.

Пожалуй, я кончил. Все сказанное — конечно, сугубое имхо. Я не собираюсь ни с кем дискутировать на тему экономической целесообразности самоката, его удобства или неудобства, сравнивать с другим транспортом и т.д. Просто мне по кайфу и я делюсь информацией, вот и всё. А так то да — наверняка скоро мне эта игрушка надоест и я заброшу ее. Но пока радует!

P.S. Дорогой Лей Цзюн, когда ты прочитаешь этот пост, напиши мне — я вышлю реквизиты для твоей щедрой благодарности за рекламу, безусловно, великолепного девайса.

Subscribe
promo pavel_kosenko january 1, 2010 00:05
Buy for 1 000 tokens
Полный список фототуров и выездных мастер-классов: http://www.frameway.club
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 108 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →