Павел Косенко (pavel_kosenko) wrote,
Павел Косенко
pavel_kosenko

Как экспонировать киношные пленки



Известно, что негатив терпим к ошибкам экспозиции. Стоп туда, стоп сюда — не принципиально. Мы решили протестировать на предмет ошибки экспозиции киношные пленки OSCAR film. Вот что из этого получилось.

Для теста взяли OSCAR film K125T. Сразу имеет смысл дать пояснения о чувствительности киношных пленок. Например, в данном случае изначально это был Kodak Vision 2 500T. Однако со временем все пленки теряют свою чувствительность. Причем, чем выше изначальный индекс, тем быстрее и больше потеря. 800-ая пленка уже через полгода может стать 500-ой, а вот 25-ая и через 10 лет может остаться 25-ой. Старение пленки, безусловно, зависит в том числе и от условий ее хранения (в холодильнике стареет медленнее).

Поэтому, прежде, чем начать снимать на ту или иную пленку, сначала имеет смысл сделать сенситограмму — специальный тест, с помощью которого определяется реальное ISO данной пленки. Точнее, данной партии. А еще точнее, данной конкретной бобины. Такой тест перед началом съемок делают даже киношники, которые обычно снимают на довольно свежую пленку и по идее могут рассчитывать на точность номинала. Однако на практике эмульсия может несколько отличаться даже в рамках одной партии, поэтому в кино редко дело обходится без сенситограммы. Как она выглядит, можно посмотреть на крайнем правом отрезке пленки (см. фото выше).

Для пленок OSCAR film сенситограмма делается как минимум для каждой партии, а иногда и для каждой бобины. Таким образом, эта пленка всегда маркирована реальным ISO.

Итак, мы взяли K125T и отсняли ролик, экспонируя одну и ту же сцену с разным ISO — от 40 до 500. То есть с разницей в 3,5 (три с половиной) стопа экспозиции. Как выглядит проявленный негатив на просмотровом столике, можно посмотреть в заглавной фотографии к этому посту. Как видите, плотность негатива на разных кадрах несколько отличается, но нельзя сказать, чтобы очень сильно. Посмотрим теперь на сканы.

Для удобства рассматривания возьмем четыре кадра — снятые как ISO 50, 100, 200 и 400. Между крайними значениями ровно 2 (два) стопа экспозиции. Голые сканы без каких-либо коррекций выглядят так:









Несмотря на то, что снимки отличаются по светлоте, во всех четырех присутствует вся необходимая информация и в светах, и в тенях.

Сканы с технической коррекцией (поканальное выставление уровней) выглядят так:









Наиболее характерными для сравнения будут первый (ISO 50) и последний (ISO 400) кадры. Глядя на них, можно сделать следующие выводы:

1. Переэкспонированный кадр менее шумный, но с более сдержанными цветами.
2. Недоэкспонированный кадр обладает большим зерном и более насыщенными цветами.

В общем-то ничего нового — так же, как и в случае цифровой фотографии, экспонирование — инструмент управления уровнем зерна (шума) и цветом. Отличие лишь в том, что в цифре экспозиция — инструмент линейный, а в пленке нелинейный. Недодерживая или передерживая кадр, мы попадаем на разные нелинейные участки характеристической кривой пленки, поэтому получаем несколько разные цвета.

Вот так, например, как будут выглядеть наши два крайних скана, если первый привести по яркости ко второму (то есть сделать первый темнее):



А вот так, если привести второй к первому (то есть сделать второй светлее):



Даже после приведения баланса белого цвета все равно будут разными, именно потому, что пленка была экспонирована на разных участках своей характеристической кривой.

Таким образом экспонирование пленок — инструмент творческий. Кому нравится зерно и более «жирные» цвета, имеет смысл недодерживать при съемке. Кому нравится более деликатные оттенки и более чистая картинка, имеет смысл передерживать. Где-то между находится золотая середина, именно по ней маркируется фото-кинопленка OSCAR film. В любом случае, принципиально загубить эту пленку довольно сложно, даже если вы снимаете со значительной ошибкой экспозиции.

В качестве продолжения этой статьи можно почитать о том, как ведет себя цифра и пленка в случае ошибок экспозиции.

Tags: пленка, сканирование
Subscribe
promo pavel_kosenko january 1, 2010 00:05
Buy for 1 000 tokens
Полный список фототуров и выездных мастер-классов: http://www.frameway.club
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments