Павел Косенко (pavel_kosenko) wrote,
Павел Косенко
pavel_kosenko

Работа над новыми книгами, или несколько слов о связи формы и содержания

Столько лет фотографирую, накапливаю материал, пытаюсь его осмыслить... и вдруг как прорвало. За прошлый месяц закончил сразу две книги. Полноценные арт-проекты с фотографиями и текстами. С концепцией и готовой формой. Обе уже готовятся к печати сразу на двух языках: русском и английском. Тиражи будут лимитированными. Кроме этого, в работе уже следующая, третья книга. И в задумке еще три. Идей еще на десяток.

Сегодня купил билеты в Амстердам и Париж, куда еду со своими книгами на Unseen Photo Fair в сентябре и Paris Photo в ноябре 2015 г. Вместе с Леной Холкиной, Аллой Мировской и Димой Кузнецовым будем представлять собственные арт-проекты, а также Творческую лабораторию «СРЕДА». Будем общаться с западными фотографами, коллегами, коллекционерами, издателями, галеристами.

Надеюсь, книги будут изданы чуть раньше, и перед тем, как они будут показаны на западе, я смогу презентовать их в Москве. Предположительно это произойдет в конце августа или начале сентября.

В процессе работы над этими и другими книгами и, соответственно, над своими фотографическими проектами, мне пришлось написать довольно много текстов, которые заведомо никуда не должны пойти. Они для самого себя, в рамках осмысления того, что и зачем я делаю и почему делаю именно так. Ниже — один из вопросов, который я задавал сам себе, и ответ на него. Это вряд ли будет интересно широкой аудитории, но может быть любопытно людям творческим, ищущим, экспериментирующим. Здесь в том числе про извечный вопрос взаимоотношения формы и содержания:

Почему именно фотография, как медиа, как язык, чем она важна?

Я не выбираю медиа для передачи аторского месседжа. Если бы не было фотографии, то не возник бы и сам месседж. Он появился в процессе изучения содержимого мусорного ведра, которое продиктовано не интересом к своему прошлому, а исключительно поиском выразительных средств и изобразительной формы. Причем исключительно в фотографии, поэтому я заинтересовался только тем мусорным ведром, в котором лежали старые фотопленки, другие мусорки меня не интересовали. Мои исследования и эксперименты касались фактуры, но не смыслового содержания или, скажем, времени. Содержание появилось позже, в результате открытий, сделанных в процессе изучения формы.

В моем творчестве это определяющий момент. Форма порождает содержание. Если же выбирать медиа, то предполагается, что содержание уже есть и осталось найти форму, как его передать. Это совсем другой, и совсем не мой случай. У меня нет содержания в начале работы над проектами. И проектов самих нет. Они возникают в процессе открытий.

Фотография как язык важна для меня тем, что это мой родной язык. Я нейтив. Какими бы другими языками и в какой степени я не владел, думаю я на том языке, с которым вырос. А вырос я при красном свете, среди запахов проявителя, колдовства и магии темной комнаты, воспитанный папой.

Другие языки — видео, литература, мне пока не интересны. По крайней мере в чистом виде. Но есть важное отличие в ответе на этот вопрос сейчас и, скажем, полгода назад. Я вдруг осознал, что мне дико интересна работа с текстом в привязке к фотографии. Я вообще к текстам питаю графоманскую привязанность — именно поэтому я пишу много статей, написал книгу, веду блог, а в детстве писал стихи и короткие смешные рассказы аля-Хармс. Именно поэтому так проникся идеей делать арт-книги: такое ощущение, что на самом деле подсознательно я уже давно этим занимаюсь, но выход случился вот только сейчас. 

И, хотя в течение пары-тройки последних лет я и заявлял, что мне интересна фотография как чистое искусство и не интересен текст, вдруг понял, чему именно я сопротивлялся. Путевым заметкам. Я не хочу рассказывать текстом о фотографии и не хочу иллюстрировать фотографиями тексты. Не хочу вплоть до физиологической неприязни к таким формам взаимоотношения между буквами и картинками. А вот работать на стыке визуального и вербального, создавая новые чувственные пласты восприятия — мне как раз очень интересно: в этом случае текст может (и должен) усиливать воздействие фотографии и вместе с тем переводить ее на более низкий уровень восприятия. Откинув все правила, до простоты прямой речи. Эдакий spanglish в искусстве.

Получается, что сейчас в качестве медиа мне интересна уже не просто фотография, а именно книга с фотографиями и текстом. Книга подразумевает форму и конкретное высказывание, это именно то, чего не хватает моим, безусловно, прекрасным (но без идеи и формы — абсолютно бессмысленным) фотографиям. Для меня книга как медиа — это способ осмыслить свои фотографии через их оформление. То есть опять, в очередной раз, я прихожу к тому, что форма порождает содержание. Или можно сказать иначе: стимулирует его возникновение (осмысление). Мне очень близок этот подход.

Subscribe
promo pavel_kosenko january 1, 2010 00:05
Buy for 1 000 tokens
Полный список фототуров и выездных мастер-классов: http://www.frameway.club
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments