Павел Косенко (pavel_kosenko) wrote,
Павел Косенко
pavel_kosenko

Несколько слов о профессиональной фотографии

Стать профессиональным фотографом я хотел только в самом начале своего увлечения фотографией. Тогда мне казалось, что о такой работе можно только мечтать — фотографировать за деньги. Но со временем я начал замечать, что не только не завидую судьбе профессионалов, но и подсознательно избегаю такой участи. Почему?

Для начала, надо понять, что профессиональный фотограф — это человек, для которого фотография это профессия. Если при этом вы представляете себе художника, фотографирующего то, что он хочет и когда хочет, а потом продает свои работы на аукционе за миллионы долларов, то вы ошибаетесь. Конечно, такие люди есть, но поверьте, во всем мире их можно пересчитать по пальцам.

Если вы думаете, что профессиональный фотограф это тот, кто в удовольствие колесит по миру за счет редакций журналов, то тоже заблуждаетесь. Потому что, если вы работаете на редакцию, то всегда выполняете конкретное редакционное задание, что сделать обычно не просто, а чаще всего экстремально сложно и даже опасно. Не говоря о том, что в наше время институт редакционных командировок почти полностью себя изжил и получить такую работу могут тоже единицы.

Реальные же, настоящие профессионалы своего дела это:

- свадебные, семейные, детские, портретные фотографы
- фотографы, занимающиеся предметной съемкой
- фотографы в салонах «фото на документы»
- рекламные и фешн-фотографы
- фотожурналисты

В работе всех профессиональных фотографов присутствует заказчик. И хочет того фотограф или нет, но он вынужден считаться с мнением тех, кто покупает его работу. Это ни хорошо ни плохо, это нормально и правильно. Но лично мне никогда не хотелось не только выполнять требования заказчика, но и даже просто согласовывать с ним то, что я делаю.

Во-первых, заказчик не понимает в фотографии (хотя редкие исключения бывают), соответственно, у нас нет повода для разговора. Во-вторых, я в принципе хочу снимать то, что я хочу снимать, а не то, что хочет заказчик. В-третьих, и это главное — работа на заказ существенно ограничивает и направляет в строго определенное русло творческое развитие фотографа и личности. Да, есть сильные личности, которые умеют этому противостоять и даже наоборот, развиваться не смотря ни на что. Но таких людей очень мало и это точно не про меня. И не потому что не могу сопротивляться, а потому что не вижу смысла в подобных усилиях.

Еще одна ситуация — когда фотограф снимает то, что ему нравится, а потом продает свои работы. Казалось бы, идеальный вариант! Но на практике оказывается, что для того, чтобы на это можно было жить (то есть, чтобы фотография стала профессией), хочешь не хочешь, а придется следовать законам рынка и модным тенденциям. Можно, конечно, и просто попасть в актуальность, но это редкое везение. В основном же приходится делать то, что ждут и покупают, а не то, что действительно хочешь делать. В этой ситуации фотограф не может полностью абстрагироваться от спроса, даже если ему кажется, что у него это получается. Иначе просто останешься без куска хлеба. Предельный пример — стоковая фотография, где истинные профессиоалы начинают свою работу с изучения и тщательного анализа поисковых запросов, и заканчивают скурпулезным описанием всех рубрик и мета-тегов. И, кстати, прилично на этом зарабатывают, но при чем здесь фотография?

В свое время я попробовал себя в разных областях профессиональной фотографии. Снимал для журналов с последующими публикациями в них, выполнял заказы на репортажную, портретную, предметную, рекламную фотосъемку, продавал свои фотографии на стоках и даже снимал свадьбу. Во всех случаях вполне успешно, кроме, пожалуй, стоков — совсем уж далекая от фотографии деятельность, очень быстро надоело и я бросил, заработав всего 20$. А вот в заказной съемке мой гонорар доходил до 2-3 тыс. $ за съемочный день. Был период времени, когда я полностью жил только за счет таких заказов. То есть меня вполне можно назвать в прошлом профессинальным фотографом.

Но, именно что в прошлом. Несмотря на то, что профессиональная фотография мне всегда доставляла удовольствие (кроме стоков и опыта съемки свадьбы), я всегда чувствовал в этом значительные рамки, которые мешают двигаться дальше. Мне всегда было куда интереснее развивать в себе художественное видение и экспериментировать в области арт-фотографии, чем зарабатывать все больше и больше (и, соответственно, все больше и больше ставить себя в рамки). Поэтому в какой-то момент я вдруг понял, что не хочу идти по пути профессионального фотографа. Не хочу превращать своё главное удовольствие в жизни в ремесло.

И я начал постепенно отказывать заказчикам. Делал я это деликатно, чтобы никого не обидеть. С одной стороны, по возможности давал пояснения о своих интересах в области фотографии, с другой — всё выше и выше задирал ценник. Руководствуясь принципом, что если уж продаваться и тратить время на то, что не очень интересно (хоть и хорошо получается), то задорого. А порой и очень задорого. Кстати, ровно такую же политику я выбрал и относительно несвязанной напрямую с фотографией своей блоггерской и путешественнической деятельностью. Поэтому постепенно большая часть заказчиков и спонсоров отвалилась, высвободив для меня уйму времени для занятий непосредственно фотографией и развитием моих собственных проектов — фотошколы, клуба фотопутешественников, интеллектуальной камеры, исследований, написании книг, участия в фотофестивалях, выставках и т.д. Те же редкие спонсоры и заказчики, которые остались, стали для меня много ближе и ценнее, как и я для них. А наши проекты — общими.

Несмотря на то, что я и по сей день занимаюсь только и только фотографией, зарабатываю я в основном не на фотографии, а на околофотографической деятельности. Скажу больше, непосредственно фотографией я не столько зарабатываю, сколько трачу. Я — настоящий любитель. От слова «любить». Меня это не только полностью устраивает, но и более того — я прилагаю все усилия к тому, чтобы не становиться профессиональным фотографом и продолжать дальше тратить (а не зарабатывать) фотографией. Пока что у меня это получается, и я надеюсь, мне удастся и дальше сохранять это статус кво. Единственная ситуация, в которой я вижу себя профессиональным фотографом, это если начнет продаваться то, что я делаю для себя. Разница с описанной выше ситуацией (стоковой фотографией в гротескном примере) в том, что я сознательно направляю усилия в русло личных интересов, а не заработков, хотя и не исключаю, что они могут пойти. Впрочем, это мой принципиальный подход относительно всего вообще, чем я занимаюсь.

Зачем я все это написал? Мне довольно часто приходится объяснять свою позицию касательно профессиональной фотографии — в основном моим студентам на курсах и выездных мастер-классах. Решил изложить ее письменно, чтобы было куда давать ссылку. Кроме этого, полагаю, эту заметку будет интересно почитать многим начинающим фотографам, мечтающих стать профессионалами. Просто для размышлений о том, что такое профессиональная фотография и действительно ли им это нужно.

Tags: статьи
Subscribe
promo pavel_kosenko january 1, 2010 00:05
Buy for 1 000 tokens
Полный список фототуров и выездных мастер-классов: http://www.frameway.club
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 60 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →