Павел Косенко (pavel_kosenko) wrote,
Павел Косенко
pavel_kosenko

Проблема выбора. Фотография — от общего к частному

Каждый раз, когда речь заходит о том, как выбирать фотографии из огромного количества отснятого материала, я вспоминаю, что давно хочу написать об этом. Не о выборе фотографий, а о выборе вообще, ибо первое лишь частный случай второго. Но каждый раз находятся дела поважнее. Сегодня вдруг текст начал выходить из под моей клавиатуры сам. Даже не знаю к чему, может просто графомания. Но держать его не буду, пусть поживет тут в качестве заметки или может быть черновика.

Проблема выбора

В течение всей нашей жизни нам приходится делать выбор. Ежедневно, ежечасно перед нами встает бесконечное количество вопросов. От самых простых вплоть до тех, от которых зависит наша жизнь. Что надеть? Чай или кофе? Налево или направо? Какое кино посмотреть? Какие фотографии выбрать? В какой стране жить? За кого выходить замуж?

Как сделать правильный выбор и что вообще такое правильный выбор? Например, если речь идет о выборе способа передвижения перед выходом на работу, казалось бы существует объективное решение — посмотреть пробки на Яндекс.Картах. Если там 7-8 баллов, скорее всего имеет смысл ехать на метро, а если 2-3, то на машине. Но что делать, если пробки, скажем, 5-6 баллов? Доводилось ли вам ехать на машине и вставать намертво, хотя ничто не предвещало? Или наоборот, приезжать на метро и обнаруживать, что все остальные приехали на машинах и никто нигде не застрял, хотя судя по картам город стоит. Или, скажем, бывало такое — вы доехали быстро, а потом 40 минут наворачивали круги в поисках парковочного места.

Что определяет правильность решения? Можно ли предугадать, как все будет происходить и пойти по верному пути? Как снизить вероятность ошибок?

Удивительно, но факт — принимая те или иные решения, мы сами воздействуем на ход событий: они становятся такими, какие есть. Нам неизвестно, какими они были бы, если бы мы были в другом месте, так как самим фактом своего существования мы изменяем их. Например, выезжая на машине, мы же сами становимся частью источников заторов на дорогах. Если бы не мы и не такие как мы, их бы не было. Точно также у нас никогда не будет возможности вернуться назад и проверить другой вариант развития событий.

Так как же быть? Чем руководствоваться при принятии решений? Ладно, если дело касается выбора блюда в ресторане — в крайнем случае просто уйдете несолоно хлебавши. Хотя так ли это безобидно, как кажется на первый взгляд? Может быть из-за этого у вас приключится омерзительное настроение и вы под горячую руку поссоритесь с любимым человеком. Или еще хуже, начнете утолять голод в ближайшей забегаловке и отравитесь несвежим мясом. Пропустите следующий рабочий день, не заключите важную сделку, не получите годовую премию, не поедете на Канары и не познакомитесь с той самой единственной, которая вам суждена.

Но, стоп, это было «просто» про выбор блюда в ресторане. А как действительно быть, скажем, с выбором своей второй половинки? Ведь даже в магазине мы не можем перепробовать все товары, которые могли бы купить — никогда не пощупаем всех фотоаппаратов, не перемерим всех джинсов, не пересмотрим все кино и не перечитаем всех книг. За всю свою жизнь мы не пересмотрим даже милллионной части живописных полотен. Так что же делать, когда мы заходим в музей? В какой последовательности смотреть картины? Что выбрать, а чем придется (так или иначе придется, хотим мы этого или нет) пожертвовать?

Вспомните, какую музыку вы слушаете. Почему, скажем, Cypres Hill, Moloko или Led Zeppelin, а не Филиппа Киркорова? Как, вы не любите Филиппа Киркорова? А вы его вообще слушали? Знаете ли вы, что кроме Киркорова есть еще Пугачева, Таня Буланова и великое множество других прекрасных эстрадных исполнителей? Да вы вообще ничего в этой жизни не слушали!

И не послушаете. И не надо вам это слушать. Это первый принцип «правильного» выбора. В кавычках, потому что правила определяете вы же сами. То, что правильно для одного, для другого может быть не правильно вовсе. Ведь есть же люди, которым действительно нравится Филипп Киркоров. Что же теперь их, убивать что ли? Нет конечно, пусть слушают. Это их личный выбор того, что нужно лично им. Но это совершенно не значит, что прежде чем отказаться от такого выбора, вы должны его попробовать. Для того, чтобы не употреблять в пищу говно, вовсе не обязательно его пробовать, нюхать и вообще знать о его существовании. Поэтому первый принцип я бы сформулировал следующим образом:

Принцип 1. «Всех баб не перетрахаешь»

Может быть эта фраза покажется вам грубоватой, но я позволю себе ее оставить, потому что всем, кому я ее говорил, становилось сразу кристально понятно, о чем идет речь. Более внятно сформулировать это золотое правило мне пока не удавалось. Ну и чтобы два раза не вставать, сразу же формулирую второй важнейший принцип, который на самом деле следует из первого:

Принцип 2. Только интуиция

Единственное, чему мы можем по-настоящему, целиком и полностью доверять во всех вопросах выбора — это своим внутренним ощущениям. Они могут казаться вам логичными или нелогичными, могут (как вам кажется) базироваться на объективной информации (вспомним пример с Яндекс.Картами) или не иметь под собой никакого обноснования: все это не имеет к вашему решению никакого отношения. Вы можете сколь угодно убеждать себя в том, что ваш жених невероятно богат, это удачная партия и такой шанс дается только раз в жизни, но если вы не испытываете к нему чувств, вряд ли ваш роман ждет счастливый конец. Ровно и наоборот — если вы чувствуете, что нашли своего человека, имеет смысл довериться этому чувству, даже если весь мир ополчился против вас и пытается отговорить. Таким образом, мы переходим к принципу номер три:

Принцип 3. Сугубо личное

Любое решение, которое вы принимаете, нужно только и исключительно вам и никому более. Вам может казаться, что вы действуете в интересах других людей — любимых, обездоленных, больных, несчастных и т.д. И готовы ради них на компромиссные и даже полностью неустраивающие вас в другой ситуации решения. Так вот, это самообман, ловушка для принятия неверных решений. Потому что если вы действительно действуете в интересах, скажем, любимого человека (человека, которому вы сочувствуете и т.д.), для вас на самом деле имеет значение то, как это решение скажется на нем. То есть, вы действительно действуете в исключительно корыстных, личных целях: быть счастливым от понимания того, что счастлив другой. Во всех остальных случаях вы прикрываетесь благородной маской, обманывая других, но главное — самого себя. Наступая на горло своим личным интересам, вы кривите душой и даете обманчивую надежду тем, кто в ней действительно нуждается. Это в лучшем случае. В худшем же вас могут просто грязно использовать, как это делают, например, попрошайки.

Согласитесь, пренеприятнейшее ощущение, когда у вас просят милостыню. Все мы знаем, что подавляющее большинство нищих занимается этим профессионально. Но каждый раз нас мучает вопрос — а вдруг человек действительно нуждается? Вдруг от вашей помощи зависит чья-то жизнь? Как отличить настоящего калеку от поддельного? Самое противное, что в этой ситуации любое ваше решение будет вам противно: дали милостыню — противно, не дали — тоже противно. Это и называется, вас грязно используют, целенаправленно нарушая границы вашего личного пространства. Точно так же, как если к вам в дом придет непрошенный гость и сядет гадить посреди комнаты: выгоните вы его или оставите, оба решения будут вам глубоко противны.

Кстати, ровно та же самая ситуация возникает, когда у вас просят в долг. Или когда вы просите в долг, вы точно также переходите границу и заставляете человека делать заведомо неприятный для него выбор. Это называется манипулированием, отдельное «искусство». Точно также отдельное искусство сопротивляться манипулированию, не позволять нарушать личные границы и оставаться в комфортном психологическом состоянии независимо от принимаемого решения.

Так каким должно быть это решение? Дать милостыню или не дать? А если дать, то сколько? Ответ на этот вопрос может дать только ваша интуиция. Единственная ваша настоящая цель (как бы вы себя не обманывали) — сделать так, чтобы лично для вас это решение было бы комфортным.

Например, если дело касается займа, я обычно даю такую сумму, с которой мне не жалко расстаться навсегда. Эта сумма всегда будет разной по отношению к разным людям, в зависимости от моей текущей финансовой ситуации и многих других факторов. Но давая кому-либо взаймы, я всегда мысленно расстаюсь с этими деньгами навсегда. Вернуть их становится уже проблемой того, кто берет в долг. Если же мне жалко расстаться навсегда с любой суммой, я просто отказываю. И это лучшее, что я могу сделать для того, кто просит — чаще всего люди это понимают со временем и потом говорят спасибо за то, что не позволил им соблазниться легким способом перебиться, а заставил задуматься над действительным решением проблемы.

А как же благотворительность, спросите вы? Благотворительность должна быть адресной, отвечу я. Существует множество фондов и организаций, собирающих деньги. Помочь всем никогда не сможет никто, это неподвластно даже богатейшим жителям планеты. Поэтому руководствоваться при выборе необходимо все теми же принципами — интуицией и тем, что значит данное конкретное решение лично для вас.

Выбор фотографий

Ну и возвращаясь к самому началу: причем здесь, собственно, фотография? А при том, что выбор отснятого материала — это лишь частный случай какого-либо выбора. Отсняв за день 1000 файлов, вам так или иначе придется выбрать из них 20-30 (или 200-300). Какими принципами руководствоваться? А вдруг выберем не лучшие? Вдруг удалим шедевры? Пройдемся по вышеозвученным пунктам:

Принцип 1. Всех Баб Не Перетрахаешь

Вероятно, вам кажется, что вы в состоянии пересмотреть 1000 фотографий. Конечно, в состоянии. Но давайте задумаемся, сколько у вас уйдет на это времени — час, два, три? Сколько других фотографий (в том числе и лучше) вы могли бы сделать за это время? Выбирая тот или иной путь, вы сами становитесь его частью. Чем внимательнее и вдумчивее вы просматриваете фотографии, тем больше времени вы отнимаете у самого себя от съемки других хороших фотографий. И наоборот, чем больше вы снимаете, тем меньше у вас времени на выбор и тем сложнее вам выбрать, потому что тем больше у вас исходного материала.

Как успеть и то и другое? И рыбку съесть, и на елочку залезть. И снять много, и выбрать тщательно. Где находится золотая середина? Сколько нужно снимать — 200, 500, 1000 фотографий в день? Сколько времени тратить на отсмотр и отбор — 1, 3, 10 часов? Как не запутаться при выборе? Левая или правая? Зеленая или красная таблетка?

Хотите вы этого или нет, но все сразу сделать не получится. Невозможно отснять и отсмотреть все фотографии. Так или иначе вам придется что-то выбрать и от чего-то отказаться. Это будет выбор и в процессе съемки (куда и когда пойти, кого с собой взять, когда завершить съемку и т.д.), и в процессе отбора фотографий. Очень важно уметь с лёгкостью отказываться от лишнего и не жалеть о «потерянном». Для этого нужно быть уверенным в своем выборе. А дать такую уверенность может быть только ваше внутреннее чувство прекрасного. Которое, безусловно, нужно постоянно развивать.

Принцип 2. Только интуиция

Георгий Пинхасов рассказывал такую историю. Однажды, еще во времена железного занавеса, он оказался в Париже в квартире одного коллекционера. Его попросили подождать 10 минут в комнате, заставленной от пола до потолка полками с альбомами фотографий, и разрешили их полистать. Информционный голод советского фотографа зашкаливал, поэтому сначала он бросиля на все книги сразу. Но очень быстро понял, что не сможет вдумчиво и с чувством пересмотреть их ни за 10 минут, ни за 10 часов, ни даже за 10 дней. И что он сделал? Правильно, он взял одну единственную, которую смотрел оставшиеся 9 минут. Как он выбрал эту книгу из тысяч других, и почему именно эту? Никакому объяснению это не поддается. Чисто интуитивное чувство заставило Георгия протянуть руку к книге, на которой было написано совершенно не известное тогда ему имя Henri Cartier-Bresson. Так молодой Пинхасов «познакомился» со своим будущим шефом.

Порой, для того, чтобы выбрать лучшие фотографии из съемки, совсем не обязательно просматривать их все. Мне неоднократно доводилось видеть, как тот же Пинхасов прокручивает миниатюрные превьюшки со скоростью 20-30 картинок в секунду, останавливая вдруг взгляд, казалось бы на случайной фотографии. Которую он увеличивает и рассматривает, а потом мы видим ее в журналах и на выставках. Но может быть в той съемке были фотографии лучше? Может быть. А может быть и нет. Если мы заставим Георгия проверить это, то потеряем другие его фотографии, потому что снимает он обычно не менее 1000 кадров ежедневно вот уже много десятков лет. Зная его лично, подозреваю, что большую часть того, что он снимает, он сам толком никогда не видел. Что не мешает ему оставаться одним из самых признанных русскоязычных фотографов в мире.

Принцип 3. Сугубо личное

Представим ситуацию — перед вами два варианта одного и того же сюжета, скажем, потрет вашей любимой девушки на пляже. Одна фотография идеальна с точки зрения композиции, резкости, момента, цвета и всего прочего. Ну почти обложка глянцевого журнала. Вторая фотография почти такая же, только чуть размазанная, блик попал в кадр, да и улыбка уже почти сошла с лица, осталось лишь ее мимолетное ощущение. И вот вы смотрите, и умом понимаете, что первая фотография лучше, а сердце отдает предпочтение второй, «неправильной». Первая идеальна, но «не торкает», а глядя на вторую, пробуждается вся гамма эмоций, связанная с этим человеком.

Какой вариант выбрать? Конечно, второй. Что бы не значила эта фотография для других, самое главное, что она значит лично для вас. Если с помощью фотографии вы чувствуете сами, есть вероятность, что это могут почувствовать и другие. А могут и не почувствовать. Или почувствовать другое. Но автор то вы, поэтому и решать вам. Тот же Пинхасов всегда по возможности спрашивает мнения других — левая или правая? Но что бы вы не ответили, он всегда выберет то, что считает нужным сам. Это мнение может совпасть с вашим, а может не совпасть — это не имеет никакого значения.

Пожалуй, стоит сделать оговорку, что в последнем пункте речь идет скорее о художественной фотографии, нежели о репортажной, рекламной или прикладной (скажем, фото на документы). Тем не менее, общие принципы выбора во всех жанрах имеют одну основу, просто обрастают разными дополнительными условиями. Однако в конечном итоге даже бильд-редакторы в новостных агентствах выбирают картинки по иинтуиции и следуя личным пристрастиям, просматривая далеко не все, что им присылают.

Tags: статьи
Subscribe
promo pavel_kosenko january 1, 2010 00:05
Buy for 1 000 tokens
Полный список фототуров и выездных мастер-классов: http://www.frameway.club
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →