Павел Косенко (pavel_kosenko) wrote,
Павел Косенко
pavel_kosenko

Цветовое сольфеджио



На своих занятиях по цвету я часто провожу аналогии между цветом и звуком, живописью и музыкой. Действительно, глаз и ухо имеют много общего с точки зрения восприятия человека.

Начнем с того, что и звук, и цвет – это ощущение. Которое возникает в сознании человека под воздействием на его слуховой или зрительный аппарат – соответственно, упругих волн механических колебаний или электромагнитного излучения.

Без человека и его органов восприятия понятий «звук» и «цвет» не существует, хотя существуют природные явления, которые порождают эти ощущения. Лучше всего об этом сказал Л.Р. Грегори в своей книге по психофизиологии восприятия «Глаз и мозг»: пока не возникла жизнь, всё было безмолвно, хотя горы рушились.

Часто звуком и цветом называют физические явления, представляющие собой распространение волн с соответствующими характеристиками. Это ошибочное утверждение, которое легко опровергнуть. Дело в том, что и звуковые, и цветовые ощущения человек способен испытывать без воздействия на соответствующие органы восприятия. То есть «видеть» цвет в полной темноте, с закрытыми глазами или «слышать» звук в полной тишине. Например, во сне, во время галлюцинаций и т.д.



Однако человек, слепой от рождения, не способен испытывать цветовые ощущения, также как рожденный глухим не имеет представления о звуке. Таким образом, ощущения, испытываемые во сне, связаны с памятью об этих ощущениях, испытанных когда-либо в реальной жизни.

Возникает вопрос о том, насколько точны памятные ощущения и какое значение имеет «точность» восприятия для творческих процессов. Этот вопрос следует разделить на две части:

1. Точность распознания

Удивительно, но факт – все люди видят цвета более-менее одинаково. Это было доказано еще в 1930-х годах с помощью экспериментов по измерению цветовых ощущений, которые проводила Международная комиссия по цвету CIE. Именно на предположениях, доказанных в ходе экспериментов, построена вполне успешно применяемая в современном мире система управления цветом CMS (Color Managment System), которая используется в компьютерной, фотографической и полиграфической индустриях.

Разница в распознании цветов разными людьми определяется двумя факторами:
  • Физиологические отклонения, самым распространенным из которых является дальтонизм (неспособность различать некоторые цвета). Подобные отклонения характерны примерно для 7% мужчин и 1% женщин.

  • Погрешность самого процесса измерения цветовых ощущений. Дело в том, что в ходе этих экспериментов испытуемые воспроизводят видимые цвета с помощью специальных цветосмесительных приборов. Точность подбора цветовых соотношений для получения воспроизводимого цвета напрямую зависит от визуального опыта конкретного человека (то есть от того, насколько натренирован его глаз) и от того, какая точность устраивает самого испытуемого.
Таким образом, мы плавно переходим ко второй части вопроса. Но прежде стоит вспомнить про звук, с которым ситуация обстоит похожим образом. Все люди слышат одинаково, разница заключается в медицинских отклонениях (полная или частичная глухота), а также в погрешности системы оценки точности восприятия. Ведь для того, чтобы понять, насколько точно человек услышал, необходимо попросить его воспроизвести услышанное (голосом или на музыкальном инструменте). Точность воспроизведения будет определяться тем, насколько натренирован слухо-воспроизводящий аппарат каждого конкретного человека.

2. Точность воспроизведения

Если восприятие звука и цвета можно назвать условно точным в рамках описанных выше погрешностей, то с точностью воспроизведения дело обстоит несколько иначе. То, насколько точно каждый конкретный человек способен воспроизводить высоту звукового тона или цветовой оттенок, в высокой степени определяется тем, насколько опытна его система «ухо-мозг-голос» или «глаз-мозг-рука» (предположим, что цвет воспроизводится так или иначе рукой: с помощью красок и кисти, на компьютере и т.д.)

Соответственно, разница между восприятием и воспроизведением определяется достаточностью (или недостаточностью) слухового и визуального опыта человека. В музыке соответствующий критерий носит название музыкальный слух. В визуальных искусствах, включая живопись и фотографию, можно говорить об аналогичном понятии цветовое видение.

Принято считать, что музыкальный слух – это врожденная способность, которой обладает или не обладает каждый конкретный человек. В действительности людей без музыкального слуха не существует. Музыкальный слух присущ всем людям, просто в разной степени. У тех, про которых говорят «медведь на ухо наступил», музыкальный слух все равно есть, просто находится в запущенном (иногда в крайне запущенном) состоянии.

В той или иной степени развить музыкальный слух можно у любого человека, если он не страдает полной глухотой. Распространенное заблуждение об отсутствии слуха связано с традициями советской музыкальной школы, которая предпочитала тратить усилия на более одаренных детей и всячески избавлялась от тех, у кого прирожденных данных меньше.

Более современные школы гораздо лояльнее относятся к потенциальным студентам. Легендарный джазовый музыкант и основатель Московского Колледжа Импровизационной Музыки Юрий Павлович Козырев говорил: «дайте мне обезъяну, и я научу её петь». Для поступления в МКИМ не требуется сдавать экзаменов, в этот колледж берут всех без исключения. Просто тех, у кого «нет слуха» – на нулевое отделение, где в течение года человек получает базовые навыки.

История из личной жизни

Именно таким студентом был я – «без слуха». Правда, выяснилось это спустя много лет после окончания колледжа. Дело в том, что я с детства страстно увлекался музыкой, много играл на гитаре и даже немного пел. На прослушивании при поступлении в колледж мне сказали, что я могу пойти сразу на 1-й курс, хотя советовали закрепить навыки на нулевом – именно так я и поступил.

5 лет спустя, когда я закончил музыкальное училище и получил диплом артиста джазового ансамбля, я вполне виртуозно владел инструментом и сносно интонировал (воспроизводил голосом мелодии). Сохранилась даже видео-запись (правда, плохого качества) моего госэкзамена в 2001 году, где я играю на гитаре.

Некоторое время после окончания колледжа я занимался концертной и студийной деятельностью, гастролировал по стране с несколькими ансамблями – я был профессиональным, дипломированным музыкантом. Так сложилось, что вскоре мне это надоело и я бросил музыку. С тех пор прошло 9 лет, в течение которых я ни разу не взял в руки музыкального инструмента.

Несмотря на то, что я меломан, люблю и довольно часто слушаю музыку, за это время полностью утратил способность интонировать. Другими словами, если сейчас вы попросите меня напеть какую-нибудь, даже самую простую мелодию, то будете шокированы тем, что услышите. Именно про таких людей говорят «медведь на ухо наступил».

Куда же делся музыкальный слух? Ведь он не просто был, но и был достаточно развит, это был мой профессиональный инструмент. Почему он пропал? Ответ банален – атрофировался в связи с полным отсутствием практики.

При этом у меня до сих пор вполне сносное чувство ритма, хотя ритмической практики тоже все это время не было. Почему так происходит? Почему одни навыки без опыта уходят, другие остаются с нами навсегда?

Это определяется нашими врожденными способностями, предрасположенностями к тем или иным занятиям. Возможно, из меня мог бы выйти неплохой барабанщик, но я вовремя признался себе в том, что на самом деле люблю. Музыка не была моим призванием.

Сольфеджио

Про людей, которые обладают хорошим музыкальным слухом от рождения и не теряют его при отсутствии практики, часто говорят, что у них абсолютный музыкальный слух. На самом деле за этим понятием кроется возможность точно воспроизводить высоту тона без предварительной настройки по камертону. Если человек обладает таким даром, то и относительный музыкальный слух (способность воспроизводить звуковысотные отношения в интервалах, мелодии и аккордах) у него тоже, как правило хороший.

Поэтому можно условно считать, что абсолютный слух – это природный дар, а просто музыкальный слух – приобретаемый навык. Чем же он развивается? Как можно научиться сносно петь тем, кому «медведь наступил на ухо»?

Для этого в музыке существует учебная дисциплина – сольфеджио, включающая в себя специальные упражнения для развития музыкального слуха и музыкальной памяти: музыкальные диктанты, анализ на слух, воспроизведение мелодий, вокальные упражнения (вокализы) и т.д.

Сольфеджио – обязательная дисциплина в музыкальных учебных заведениях, часто вплоть до последнего курса. Если на первых порах это способ развить слух, то дальше сольфеджио играет роль слуховой гимнастики для поддержания формы и «утренней зарядки» (распевок) перед трудовым/учебным днем. Даже музыканты с абсолютным слухом не брезгуют упражнениями по сольфеджио.

Цветовое видение

С музыкой разобрались, а как же быть с цветом? Как развивают чувство цвета художники? Бывают ли люди с врожденным «абсолютным» цветовым видением и те, кому «медведь на глаз наступил»? Что вообще такое цветовое видение?

Видение цвета – это способность человека воспринимать, воспроизводить, оценивать цветовые оттенки и создавать выразительные цветовые решения. В основе цветового видения лежит способность различать цвета. Чем больше различных нюансов цвета видит человек, тем более развито его цветовое видение.

Безусловно, существуют традиции и методики обучения визуальным искусствам и определенные дисциплины, направленные на развитие видения – не только цветового, но и вообще художественного. Однако в этой области меньше устоявшихся понятий, поэтому нам придется частично опираться на имеющиеся знания, а частично рассуждать.

Около 80% всей информации человек получает через глаза. Поэтому визуальный опыт человека напрямую связан с его опытом жизненным. Когда рождается ребенок, он видит окружающий мир «схематично», без лишних на данном этапе деталей. Первые месяцы жизни буквально, т.к. зрительный аппарат новорожденного еще не сфорирован и он не умеет даже фокусироваться. С ростом малыши способны различать все больше и больше деталей, но придавать им значение начинают гораздо позже. Поначалу избыточную визуальную информацию они либо игнорируют, либо упрощают.

Обратите внимание на расцветки детских игрушек и детской одежды – как правило, они очень яркие, а самих цветов используется мало. Детям проще различать «семь цветов радуги», не вдаваясь в тонкости цветовых переходов между ними, а удовольствие доставляют насыщенные цвета, которые к тому же проще называть. Это удобно и с практической точки зрения: различить свою одежду и свои игрушки от чужих тем проще, чем более явно отличаются их расцветки.

Чем старше становится ребенок, тем больше цветов он начинает различать и принимать в своем обиходе. Цвета одежды и окружающих предметов становятся более сдержанными, разнообразными. Продемонстрировать разницу в восприятии ребенка и взрослого человека можно с помощью живописных полотен двух признанных художников-абстракционистов: Аэлита Андре (родилась в 2007 году) и Пола Джексона Поллока (1912-1956 гг). Слева работа 7-летнего ребенка, справа – зрелого человека и художника.



Дальше многое зависит от того, какое воспитание получает ребенок. Мне доводилось встречать такие данные: после окончания российской средней школы дети различают в среднем 150-200 цветов, а после аналогичного образования в Японии 300-400. Это связано с тем, что в восточных странах часто уделяется гораздо больше внимания эстетическим дисциплинам, в то время как у нас понятие цвета ограничивается одним уроком, к тому же по физике (что, кстати, вводит учеников в серьезные заблуждения, справиться с которыми большинству не удается до конца жизни).

Если ребенок растет в семье художника, он неизбежно будет окружен большим количеством разнообразных цветовых решений, выполненных людьми с хорошим чувством вкуса – это и работы родителя, и тот бэкграунд, который за этим стоит: альбомы по живописи, картины, посещение музеев, выставок и т.д. Дети из таких семей неизбежно обладают, как правило, значительно большим визуальным опытом и, соответственно, более развитым цветовым видением, чем их сверстники.

Взрослые художники, посвятившие занятиям живописью достаточное время, различают в среднем порядка 2000 цветов, что в 4-5 раз больше среднестатистического обывателя. Стоит ли говорить о том, что это напрямую отражается на способности получать удовольствие от наблюдения цветовых нюансов?

Цветовое сольфеджио

Возьму на себя смелость предположить, что людей с «абсолютным» цветовым видением (то есть способностью от рождения не существует. Это полностью приобретаемый навык. Кому-то это дается легче, кому-то труднее, но развитие цветового видения так или иначе предполагает обогащение визуального опыта.

Давайте попробуем ввести термин «цветовое сольфеджио» по аналогии с музыкой и подобрать для него общие принципы построения упражнений. Речь пойдет о следующих навыках:

1) Различать

Способность различать цвета. Базовый навык, который лежит в основе всех последующих.

Невозможно играть хорошую музыку, не понимая, что такое хорошая музыка. Чтобы научиться играть, сначала надо научиться слушать и слышать. Точно также, чтобы научиться рисовать или фотографировать, сначала надо научиться смотреть и видеть.

Все упражнения для развития (а точнее, саморазвития) базового навыка видения будут построены на разглядывании произведений искусства, в т.ч. с точки зрения цветовых нюансов. Важно изначально искренне и самозабвенно влюбвиться в живопись и фотографию. Для того, чтобы добиться значительных результатов, необходимо сделать это образом своей жизни: постоянно посещать музеи, выставки, обогащать личную коллекцию альбомов по живописи и фотографии, изучать историю искусств, ежедневно смотреть подборки хороших фотографов в интернете, арт-кино и т.д.

2) Воспроизводить

Способность воспроизводить цвета согласно эталонным, требуемым или желаемым. Этот навык можно условно отнести к ремесленническому, т.к. он имеет в общем и целом прикладной характер: подбор и смешивание красок, цветокоррекция в программах обработки и т.д. Говорить о точности воспроизведения цвета можно и нужно исключительно в контексте навыка воспроизведения.

Упражнения для развития навыка воспроизведения – это этюды по рисованию, копирование признанных мастеров, а также обработка изображений аналоговым и цифровым методами.

3) Создавать

Способность создавать выразительные цветовые решения. Художественный навык, связанный с индивидуальными творческими задачами и собственным самовыражением.

Навыки различия и воспроизведения цвета дают в руки художнику и фотографу мощные выразительные средства. Но добиться выразительного результата он может только в том случае, если автору есть что выражать. Если для этого существуют предпосылки в виде личного чувственного опыта и желания/необходимости выразить переживание.

Упражнения для развития навыка созидания – это и есть сама жизнь. Чем острее мы ее чувствуем, тем больше у нас шансов выразить свои переживания с помощью фотографии. Причем не только цветной, но и черно-белой, т.к. это частный случай. Но об этом поговорим как-нибудь в следующий раз.

В своей преподавательской практике я активно использую конкретные упражнения на развитие цветового видения. Они включают в себя:

- демонстрацию, анализ иллюзий
- наблюдение вариативности цвета по светлоте, насыщенности и цветовому тону
- визуальные эксперименты с валёрами
- гармонизацию цветовых сочетаний
- наблюдение детализации цвета и эффекта «ожога сетчатки глаза»
- визуальные опыты с нейтрально-серыми оттенками в цветных изображениях
- просмотр и анализ значимых с т.з. цвета работ живописцев
- просмотр и анализ ретро-фотографий
- просмотр кино-изображений
- наблюдение и анализ цветовых решений пленочного периода, включая Kodachrome
- упражнения на «цветовое кадрирование» при съемке и обработке
- упражнения по съемке в разных условиях освещения
- упражнения по использованию естественных светофильтров при съемке
- упражнения по обработке фотографий в Adobe Photoshop
- и др.

Возможно, когда-нибудь я соберусь духом написать учебник «Цветовое сольфеджио». Но честно говоря, меня пугает объем информации и соответствующей работы. Ведь для этого придется не только описать словами более 1000 слайдов презентации моего курса «Секреты цветной фотографии», но и написать что-то вроде «Краткой истории искусств для чайников». Скажу честно, пока не готов браться за такую работу, да и не уверен, есть ли вообще в ней смысл. Не представляю, как можно описать словами те мысли и новые уровни восприятия, которые раждаются в процессе совместной визуальной практики.

Тем не менее, надеюсь, статья окажется полезной, или как минимум любопытной для тех, кто задается вопросами цвета и хочет научиться делать красивые, выразительные цветные фотографии. В этой задаче много философии, поэтому глубокие статьи на эту тему будут неизбежно содержать больше рассуждений, чем конкретных практических советов. Могу лишь в очередной раз подтвердить самый важный совет, который вы и без меня слышите достаточно часто: «идите в музей», но вряд ли он вам сходу понравится. Чтобы придти к пониманию важности этого совета, требуется время и... подобные статьи с рассуждениями, казалось бы, общего характера.

Tags: статьи
Subscribe
promo pavel_kosenko january 1, 2010 00:05
Buy for 1 000 tokens
Полный список фототуров и выездных мастер-классов: http://www.frameway.club
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments