Павел Косенко (pavel_kosenko) wrote,
Павел Косенко
pavel_kosenko

Обучение фотографии. Что на самом деле имеет смысл?

Прислали ссылку на статью, где рекомендуют интересные блоги по фотографии. Мне в этой статье понравилось начало:

«Существует множество способов усовершенствовать свои навыки. Начиная от бесплатных уроков в интернете, заканчивая реальными курсами в фото-школах. Книги, видео-уроки, мастер-классы... но что на самом деле имеет смысл? Есть ли хоть какой-нибудь толк от посещений занятий по прокачиванию своих скилов или это в основном пустая трата денег и кормежка более умных и опытных? Есть ли смысл читать бесплатные статьи разных «маэстро» или это все очередной маркетинговый ход? Сегодня речь пойдет о том, что можно узнать бесплатно.»

Эх, такой заход интересный! И тут же свелось просто к бесплатным блогам, статьям и книгам (мою тоже рекомендуют). На мой взгляд, всего этого категорически не достаточно. Все эти материалы – хорошее и нужное дополнение, но не основа. А что же главное, спросите вы? Как учиться фотографии? Учитывая, что такие вопросы обычно задают новички, то в расчете именно на них (то есть по возможности без излишних усложнений) я бы дал такие ответы:

1. Учиться самостоятельно

Прежде всего, я бы заметил, что специально учиться фотографии, как и любому другому виду искусства, не обязательно. Самое ценное, что у нас есть, это внутреннее стремление к самовыражению и творческая интуиция. Именно это и нужно развивать. Тем, кому это дано в полной мере, вполне могут обойтись самообразованием (безусловно, в любом случае необходимым). Но таких людей довольно мало, поэтому многие, даже весьма именитые фотографы не брезговали в свое время помощью более опытных товарищей.

2. Выбрать направление

Очень важно определиться в собственных предпочтениях. Направлений в фотографии очень много. Учителей, курсов, статей и книг – еще больше. Не тратьте время на то, что вам не близко и никогда не пригодится. Например, если вас интересует студийный портрет, вряд ли имеет смысл идти учиться, скажем, на репотажного фотографа, читать соответствующие книги и т.д. Не распыляйтесь. Из всего многообразия курсов/книг/статей выбирайте только те, которые вам действительно интересны. Умение фильтровать поток информации и осмысленно отказываться от всего лишнего – крайне важное качество не только для начинающего фотографа, но и вообще для любого творческого человека.

3. Изучать классиков жанра

Определившись с направлением, в котором вам интересно экспериментировать и развиваться, начинайте изучать классиков этого жанра. Одно из важнейших условий для развития фотографа – насмотренность. Для того, чтобы научиться делать хорошую фотографию, прежде всего нужно научиться видеть хорошую фотографию. А так как фотография наследует традиции живописи, то начинать даже лучше с нее.

4. Минимум фототехники

Многие начинающие фотографы в первую очередь начинают усиленно изучать фототехнику, выбирать себе фотокамеру и объективы. Это один из двух самых ложных путей, по которому можно пойти (про второй ложный путь будет в следующем пункте). Запомните – снимает не камера, снимает человек. Конечно, хороший фотоаппарат помогает. Но помогает он тем, кто уже понимает, что он хочет и какая именно техника для этого ему нужна. Если вы только лишь определяетесь со своими предпочтениями, поверьте – вам будет более чем достаточно обычного мобильного телефона.

5. Минимум обработки

Второй ложный (и невероятно распространенный) путь развития начинающего фотографа – это погружение в вопросы обработки фотографий. Я сам через это прошел, поэтому могу говорить с двойной уверенностью: обработка не только вторична, но и уводит вас от самой сути фотографии. Если вы начинаете свой путь с обработки, то этот путь будет особенно долог, если вообще к чему-нибудь приведет. Да, конечно, обработка важна, и изучать ее надо. Но это всего лишь инструмент, выразительное средство. Для того, чтобы его использовать, для начала надо, чтобы было что выражать. Если же есть что выражать, то вы сможете это сделать, владея инструментами обработки в минимальной степени (или вообще не владея оными).

6. Практика, практика и еще раз практика

Самый качественный способ совершенствования, это практика. Например, если вы выбираете курсы по фотографии, имеет смысл отдавать предпочтение тем, в которых должное внимание уделяется практической работе – на занятиях, в виде домашних заданий, их проверки, разбору работ и т.д. Если это курс по обработке фотографий, конечно куда больше пользы будет от занятий в компьютерном классе. И т.д. Прослушать 10-15 лекций по фотографии или онлайн-курс в интернете, конечно, тоже будет небесполезно, но куда лучше усваиваются те навыки, которые вы лично применили в присутствии учителя, а не записали в блокнотик (просмотрели видео-урок, прочитали статью/конспект и т.п.).

Но даже если вы достаточно много снимаете, рано или поздно у вас встанет абсолютно нормальный, закономерный и правильный вопрос оценки вашего творчества со стороны.

7. Спокойно относиться к отзывам в интернете

Важно понимать, что чем опытнее фотограф, которого вы могли бы попросить оценить ваши работы и дать рекомендации по дальнейшему развитию, тем меньше шансов, что он сделает это бесплатно (хотя бы просто в силу своей занятости). Более того – не рекомендуется доверять мнению тех, кто «оценивает» ваши фотографии на фотосайтах, форумах и соцсетях. Больше всего времени тусоваться в интернете и бесплатно раздавать советы есть как раз у тех, кто меньше всего в этом понимает. Исключения, конечно, бывают – ваши работы могут заинтересовать достаточно опытных фотографов, но шансов на это крайне мало.

8. Мнение авторитетов

Доверяйте мнению тех людей, которые являются для вас авторитетами. Чьи фотографии, книги, статьи вам нравятся. Чьи рассуждения и эксперименты кажутся близкими. При этом помните, что авторитетов вы выбираете сами, и чем сложнее до них достучаться, тем это более верный признак того, что авторитет выбран правильно.

9. Совместная работа с мастерами

Один из самых эффективных способов развития фотографического мышления, который включает в себя почти все сказанное – это совместная работа с мастерами фотографии. Это может быть частная практика, практические курсы по фотографии, выездные мастер-классы, воркшопы и т.д. Когда вы в реальных условиях занимаетесь совместным творчеством (или даже решаете совместные творческие задачи) под руководством опытного фотографа – того самого человека, чье мнение для вас авторитетно.

P.S. Вы можете принять участие в моих проектах:

«СРЕДА» – творческая лаборатория и фотошкола в Москве
«Фреймвей» – фототуры и выездные мастер-классы известных фотографов

Tags: статьи
Subscribe
promo pavel_kosenko january 1, 2010 00:05
Buy for 1 000 tokens
Полный список фототуров и выездных мастер-классов: http://www.frameway.club
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 131 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
хорошие советы .давно хочу походить с опытным фотографом ,но была на свадьбе и фотографировала со студийным мастером ..короче он мне ,действительно,дал хорошие советы ,но я сделала ошибку -я погналась за ним в итоге ...где то разочарована ,а где то подруга осталась довольной и с мужем они потом долго смеялись над его обликом мафиози ,который у меня получилось сделать .Но она разочаровалась в фотографиях мастера и мне пришлось ей объяснять ,что он не репортажник ,а именно студийный художник .
Фотографы, дизайнеры, ди джеи... Так мы и через сто лет на Марсе не высадимся...
ППКС и добавил бы для ровного счета:

10. Смотрите хорошие фотографии. На выставках, в интернете, в журналах, везде где только можно.

:)
Верно. Именно с этого я и начал эту заметку поначалу. Но потом подумал, что для новичков это будет не совсем понятно, и исключил эти сложные (для начального уровня) рекомендации. Ибо что такое хорошая фотография и где ее смотреть – к этому надо еще придти. У меня это завуалированно в пункте 3 сидит.

sartoris

3 years ago

max_khlestunov

3 years ago

sartoris

3 years ago

Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
добавил бы - участвуйте в конкурсах.
Но только не в региональных, это как с рекламой на областном или районном ТВ,... лучше их проходить мимо.

pavel_kosenko

3 years ago

algarphoto

3 years ago

kseleznyov

3 years ago

Эх, где былые 36 кадров ? Сейчас, похоже, основная проблема выбрать пару-другую своих собственных достойных внимания фотографий из сотен почти одинаковых на диске.
Избавился от этого заменив карту всего на 4 гб. 50 кадров. Вдумчиво снимать стал что-ли

pavel_kosenko

3 years ago

m_ag_us

3 years ago

Все очень точно подмечено:-)
Очень правильно и хорошо написано.
Ни в коей мере не считаю себя фотографом, так, увлекаюсь, это почти никогда не было моим источником дохода и никогда - основным, в 90е, получая в универе эквивалент $13 в месяц, немного подрабатывал, ну, так я и БРЭА чинил тогда.

Мне повезло, в юности я очень много общался с некоторыми днепропетровскими фотографами, которые возились со мной и учили, за что им большое спасибо. Учили и технике (именно тогда я научился печатать цветные фотографии субтрактивным методом, а еще я тогда с 83го года стал никонистом), но больше - именно ви́дению. Вот, например, замечательный фотохудожник Семён Ильич Просяк. Но он занимался и репортажной съемкой, и такими... фотонаблюдениями, что ли. Но и студийная работа ему была не чужда, во всяком случае, все премудрости студийного света я узнал от него. Сейчас техника другая, да, перекалок почти никто не использует, но принципы-то остались те же. Жалко, у меня нету его архива, там есть на что посмотреть. Вот, с тех пор репортаж и такие наблюдения - это мое направление. "Для души", так сказать. Чему я не научился - это ретуши. Ни "мокрой", ни цифровой. Ну, да, что-то подправить могу, но... терпения не хватает. А вот исправлять огрехи, раньше при печати ("предержка", "недодержка"), сейчас - в лайтруме, или добиваться нормальной цветопередачи,- это как дважды два, не обсуждается.

Принципиально не беру деньги за фотоработу, даже когда потом мои фотографии используют на своих сайтах, портфолио, в рекламных брошюрах, показывают на телевидении, от Флориды до Тринидада. С моего разрешения, конечно. Потому, что это не мое ремесло (в хорошем смысле слова). Это - "для души". Конечно, я часто имею самые разные плюшки в виде бесплатного посещения шоу, карнавалов и концертов, ну, на это я пойти могу. Ну, припечет - буду брать, но пока у меня источник доходов другой и стабильный...
Браво, браво. Хорошая попытка.

gegem0n

3 years ago

rsx11m

3 years ago

gegem0n

3 years ago

Deleted comment

Когда я учился в джазовом колледже, нам говорили: «Ваша задача на первые 2 курса – научиться слушать музыку. Играть ее всего лишь дело техники».

shideh

3 years ago

pavel_kosenko

3 years ago

shideh

3 years ago

Советы из серии "как стать милионером!"
В фото есть одно - композиция. Больше ничего нет, остальное свистоперделки
Слова не мальчика, но мужа!!!

Deleted comment

poulsam

3 years ago

Deleted comment

poulsam

3 years ago

pavel_kosenko

3 years ago

ilyaia

3 years ago

pavel_kosenko

3 years ago

poulsam

3 years ago

pavel_kosenko

3 years ago

poulsam

3 years ago

pavel_kosenko

3 years ago

poulsam

3 years ago

pavel_kosenko

3 years ago

poulsam

3 years ago

pavel_kosenko

3 years ago

poulsam

3 years ago

pavel_kosenko

3 years ago

poulsam

3 years ago

pavel_kosenko

3 years ago

poulsam

3 years ago

pavel_kosenko

3 years ago

Maksim Babenko

3 years ago

pavel_kosenko

3 years ago

dmitry_novak

October 28 2013, 03:18:04 UTC 3 years ago Edited:  October 28 2013, 03:19:05 UTC

Да кой смысл что-то изучать, все лучшие из виденных мной файн-артов были порождены ментал дизордер, то бишь, помешательством той или иной степени тяжести.
Все остальное - фотке и бомбильйо :)

Так что очень работает двухходовка: сначала признать себя бездарем, а потом не торопять сойтис. ума - вот тут и попрет, и попреееет!
Да, если по списку - то мне вааще не нравится п. 8.
Авторитет - это такой же человек со своими ПМС и загонами (и чем он круче как художник - тем, вероятно, сильнее загоны). Ну и чего добьешься от него.. Лучше тихо постоять за спиной и подсмотреть. Я считаю, что ни в коем случае не нужно слушать мнение авторитетов. Они в вашей жизни - на годы, вы в их жизни - на мгновение.
Просто надо правильно выбирать авторитеты.

dmitry_novak

3 years ago

pavel_kosenko

3 years ago

dmitry_novak

3 years ago

pavel_kosenko

3 years ago

sghpunk

3 years ago

kseleznyov

3 years ago

Можно еще совет (не мой), который мне лично помогает?
Печатайте свои фотографии. На бумаге лучше видно все огрехи, особенно обработки.
Очень правильные советы.

Я хотела бы задать вопрос, надеюсь, не затрудню: а как быть, если после изучения классиков невольно тянет им подражать?
Даже когда не собираешься это делать, при просмотре отснятого материала понимаешь, что "тут на эту работу похоже, а тут - явно вон то" (естественно, не по уровню =)))
Сердишься, говоришь практически фразу из фильма: "все уже украдено до нас", но на самом-то деле причина в ученике, а не в мастере, тем более что тут мастер был вначале.
В рисунке такого за собой не замечала (кроме специального копирования классиков).
Это один из этапов учебы?
Так ничего страшного. Ну сняли и сняли, сначала будет похоже на работу конкретного мастера, потом появится свой стиль. Просто арсенал тех, у кого "подсматриваешь", должен быть больше, чем один человек)))

sarah_zitserman

3 years ago

alkrylov

3 years ago

pavel_kosenko

3 years ago

sarah_zitserman

3 years ago

ifree

October 28 2013, 04:10:51 UTC 3 years ago Edited:  October 28 2013, 04:11:41 UTC

Андрей Журавлев не так давно высказывался по теме: Формы обучения (начало), Формы обучения (окончание)
Это очень интересная и полезная статья, но она совсем о другом.
Павел, приятно видеть этот алгоритм написанным очень понятным языком!

Разве что насчёт третьего пункта: я бы добавил, что необязательно изучать именно "классиков" жанра - но в целом хороших фотографов, снимающих в этом жанре. Когда мне задают подобный вопрос ("как научиться фотографии?"), я в этом пункте наоборот делаю основной упор на фотографов-современников. Почему? Потому что, во-первых, они, как правило, идут в ногу со временем - в плане техники и в плане стиля; а во-вторых, при желании с ними можно встретиться и поговорить.
Здесь если подробно писать, то по каждому пункту книга получится :) Я согласен с замечанием, но я осознанно сделал все пункты максимально короткими. Например, что касается вообще фотографов – их изучать нужно в рамках пункта 2. На самом деле тут все пункты связаны друг с другом.
в общем-то все правильно только пятый по поводу обработки..это сейчас модно что-ли стало постобработку ругать. Это такая же часть фотографии, как объектив у камеры. Это ваш еще один инструмент и без этого в наш век хорошим фотографом вы вряд-ли ли станете, потому как камеры далеко не совершенны и не всегда могут не то, что передать креатив либо затею автора, но даже просто видимое глазом нормально.
Это все понятно, но изучать обработку надо во вторую очередь. Например, если говорить о хорошем цвете, то куда важнее изучать историю живописи, колористику и, скажем, психофизиологию цветовосприятия. Понимая, как устроен цвет, достичь результата можно и с помощью внутрикамерного джипега, и с помощью пленки, и с помощью айфона и т.д.
Просто и по делу. По-моему, самые полезные пункты - 3 и 6. Смотреть на других и самому пытаться, пытаться, пытаться...
Мудро.
Недавно прочитал слова гуру, понравились.
Особенно, последний абзац:

"Причины "нелюбви" фотографии к цвету хорошо сформулировал Анри Картье-Брессон в 1952 г.:

"Я опасаюсь, чтобы такой сложный элемент, как цвет, не пошел в ущерб жизненной правде и той простой выразительности, которую мы можем иногда запечатлеть в черно-белой фотографии. Чтобы создавать действительно цветные фотографии, надо иметь возможность управлять цветом и находить свободу высказываться на основе великих законов, сформулированных импрессионистами, и которые даже фотограф не может игнорировать («закон одновременных цветовых контрастов» - который позволяет предвидеть изменение цвета одного предмета в соседстве с другим, поскольку один предмет стремится передать свой цвет другому и т.д.). Воспроизведение на изобразительной плоскости цветовых соотношений, встречающихся в реальном пространстве, порождает множество довольно сложных проблем – некоторые цвета поглощают свет, другие его отражают, следовательно некоторые цвета дают эффект удаления, другие приближения. Необходима соответствующая коррекция цветовых отношений, так как цвета, в природе находящиеся в глубине пространства, требуют отличного от естественного размещения на изобразительной плоскости"

В 1985 г. ОН ДОПИСАЛ НЕБОЛЬШОЕ ДОБАВЛЕНИЕ К СВОЕЙ СТАТЬЕ:

"Я с иронией отношусь к идеям некоторых лиц, использующих фотографические технологии, отличающиеся неумеренным стремлением к четкости изображения, к супер-резкости, тщательной вылизанности картинки, или они надеются этой оптической иллюзией сделать изображение еще более реальным? По-моему, они столь же далеки от понимания настоящей проблемы, как и их предшественники из другого поколения, которые прикрывали «артистичной» размывкой свои анекдоты""
Прелесть как хорошо написано. А где можно целиком почитать?

jivizagorodomru

3 years ago

pavel_kosenko

3 years ago

jivizagorodomru

3 years ago

pavel_kosenko

3 years ago

jivizagorodomru

3 years ago

pavel_kosenko

3 years ago

jivizagorodomru

3 years ago

Все правильно. Практика и разбор полетов. И фотографировать ради качества, а не количества

olena_bogdanova

October 28 2013, 06:33:00 UTC 3 years ago Edited:  October 28 2013, 06:35:24 UTC

А если меня терзает разница между картинкой, которую я вижу, и той которую схватывает камера, что делать?
Отчаяние охватывает: тут такие туманы...а фото получаются не рельефные
замечено (к досаде конечно), что интуиция имеет голосок тихий и потому как ни жаль периодически ведёшься на рекомендации и идеалы, что ли. и собственный голос заглушается. наверное я бы добавила пункт о внутренней бдительности - не о вычистках банальностей, а, напротив, о том, что нужно давать себе право голоса и выслушивать.
Это очень важный момент, поэтому я и упомянул об этом в первом пункте. Возможно, нужно больше акцента на этом делать, но это уже в другой статье.
Пользователь asajj_chain сослался на вашу запись в записи «Обучение фотографии. Что на самом деле имеет смысл?» в контексте: [...] Оригинал взят у в Обучение фотографии. Что на самом деле имеет смысл? [...]
Настолько насмотрелся чужих фотографий, что перестал делать свои.
Авторитеты конечно вещь хорошая, но частенько принять целиком творчество не получается. Например, та же "Живая цифра" вне всяких сомнений замечательная и полезная книга, а вот смотрел на ваши свежие фотографии, и не могу сказать, что от них хотелось что-то перенимать. No offence - это чистая вкусовщина, просто тут приходится делать, что ребе говорит, а не что он делает.
И все же, если перенимать не хочется, то не стоит перенимать :)

ilyaia

3 years ago

pavel_kosenko

3 years ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →