Павел Косенко (pavel_kosenko) wrote,
Павел Косенко
pavel_kosenko

Базовые настройки параметров Raw-конвертации на примере Adobe Camera Raw (Lightroom)

RAW конвертация
Про RAW-конвертацию сказано много и вместе с тем мало. Основной недостаток материалов, с которыми мне доводилось встречаться, заключается в том, что в них мало говорится собственно о RAW-конвертации. В основном статьи сводятся к описанию возможностей программ-конверторов и их сравнению между собой. В то время, как большинство возможностей большинства RAW-конверторов не имеют отношения непосредственно к конвертации. При этом, когда речь заходит наконец о параметрах конвертации, зачастую их описание сводится к общим комментариям в духе «темнее/светлее», которые не дают понимания логики пользования этих инструментов. По моим наблюдениям, большинство начинающих фотографов, даже после прочтения книг и статей, продолжаются мучиться вопросом «что происходит, если я сдвину такой-то ползунок и вообще в какой последовательности их надо двигать». Попробуем немного восполнить этот пробел.

Основные параметры


Прежде всего давайте разберемся, что будет происходить при установке базовых параметров RAW-конвертации. Попробуем при этом обойтись без физики, математики и других основополагающих процессов, которые за этим стоят. Рассматривать будем на примере Adobe Camera RAW (в Lightroom параметры точно такие же, т.к. у них один и тот же движок), хотя в общем виде эта информация применима ко всем конверторам (хотя название параметров от конвертора к конвертору может меняться).

Хотелось бы сразу уточнить, что алгоритмы RAW-конвертации являются закрытыми. Поэтому относительно некоторых возможностей RAW-конверторов нет однозначной информации, относятся ли они напрямую к конвертации или являются дополнительными функциями, которые можно использовать и в обыкновенном графическом редакторе. Поэтому в рамках этой статьи деление параметров на «конвертирующие» и «дополнительные» несколько условно.

Exposure

Этот параметр задаёт яркость белой точки. При этом яркость черной точки практически не меняется, а всё что находится между ними, "растягивается" или "сжимается" в новом диапазоне яркостей. Принципиально важно - при увеличении значений параметра его алгоритм не препятствует отсечке светов (аналогично правому ползунку инструмента Levels в Adobe Photoshop).

RAW конвертация

RAW конвертация

При значительном увеличении ведёт к проявлению шумов в тенях.

Blacks

Этот параметр является противоположным Exposure и управляет яркостью черной точки, максимально возможным образом зафиксировав белую. Не заботясь о том, происходит отсечка теней или нет. В отличие от Exposure может изменяться только в одну сторону.

RAW конвертация

Recovery

Параметр Recovery отвечает за перераспределение яркостной информации в самой светлой части изображения - снижение яркости светлых точек в целом и, по возможности, восстановление информации в пересвеченных областях. Яркость точек в остальных частях тонального диапазона остаётся при этом практически без изменений.

RAW конвертация

При значительном увеличении ведёт к снижению общего контраста. Что может быть скомпенсировано его увеличением через другие инструменты.

Fill Light

Fill Light буквально переводится как "заливка светом" (имеется в виду заливка светом теней, по аналогии с терминологией, применяемой при управлении светом в студийной съёмке) и является параметром, противоположным параметру Recovery. Занимается перераспределением яркостей в самых тёмных областях изображения. При этом яркость точек в остальных частях тонального диапазона остаётся практически без изменений. В отличие от Recovery, не способен восстановить информацию в проваленных (отсечённых) тенях.

RAW конвертация

Большие значения Fill Light могут привести к появлению шумов в тенях.

Примечание. На отсечку информации в светах/тенях также влияют установленные значения других параметров параметров - в первую очередь Vibrance, Saturation, Temperature, Tint.

White Balance

Параметр Temperature определяет общий цветовой баланс, меняя оттенок изображения вдоль оси "b" (Lab). А параметр Tint - вдоль оси "a" (Lab). Поскольку большинство фотографов привыкло иметь дело с RGB-изображениями, другими словами это можно описать так: изменение параметров Temperature и Tint влияют на соотношения между яркостями каналов RGB, что сказывается на общем цветовом балансе итоговой фотографии.

RAW конвертация

Далее опишем дополнительные возможности, не имеющие прямого отношения к RAW-конвертации, но существенно упрощающие работу фотографов.

Brightness

Этот параметр отвечает за общую яркость изображения. При увеличении/уменьшении увеличивает/уменьшает яркость всех точек итогового тонального диапазона. Яркость увеличивается/уменьшается не пропорционально - больше всего в средних тонах и меньше всего в светлых и темных тонах. Даже значительное изменение яркости практически не ведёт к отсечке светов или теней.

RAW конвертация

RAW конвертация

При значительном увеличении может привести к появлению шумов в теневых областях изображения.

Contrast

Параметр Contrast перераспределяет яркость одновременно в полутенях и тричетверть светах, не меняя яркость средних тонов. В случае положительных значений полутени становятся темнее, тричетверть света светлее. При отрицательных полутени осветляются, тричетверть света затемняются.

RAW конвертация

RAW конвертация

Чрезмерное увеличение контраста может привести к отсечкам информации в светах и тенях.

Curves

Тоновая кривая Curves доступна в большинстве RAW-конверторов. Это мощный инструмент, который позволяет определить, как будет выглядеть будущая фотография. Пользоваться им в RAW-конверторе или нет, зависит от того, хотите ли вы получить после конвертации конечный результат, или заготовку для дальнейшей работы в графическом редакторе.

Некоторые описанные выше яркостно-контрастные операции (но не все) можно сделать с помощью тоновой кривой, причем более гибко управляя перераспределением яркостей. Например, параметр Contrast аналогичен вот такой форме кривой (слева). А в случае работы непосредственно с кривой мы можем её задать более точно учитывая индивидуальные особенности каждой конкретной фотографии (пример справа).

RAW конвертация

Важно понимать, что все вышеописанные (яркостные и контрастные) параметры, включая влияние тональной кривой, применяются к композитному изображению, то есть ко всем трём его каналам одновременно. Поэтому большие значения параметров и слишком крутая форма кривой могут привести к цветовым смещениям или паразитному насыщению тех или иных цветовых оттенков.

Более подробно почитать о том, как работают кривые, можно в статье Как работают кривые Curves.

Clarity / Vibrance / Saturation

В этой группе параметров Clarity по сути является некой более сложной аналогией спецэффекта HiRaloAm (Hi Radius Low Amount по отношению к параметрам Unsharp Mask). Vibrance и Saturaton по воздействию они аналогичны соответствующим инструментам в Adobe Photoshop. О различии этих параметров мы подробно рассуждали в этой заметке.

RAW конвертация

Все остальные инструменты конвертора Adobe Camera RAW являются ещё в большей степени "довесками", чем перечисленные. Хотя, безусловно, призваны упростить жизнь фотографов. Просто вы должны отдавать себе отчёт в том, что это дополнительные, местами довольно сильно ограниченные возможности, которые можно реализовать также в Adobe Photoshop (и, как правило, качественнее).

Последовательность выставления параметров


Теперь попробуем выстроить некоторый алгоритм установки параметров в RAW-конверторе. Почему некоторый. Дело в том, что вообще говоря, это очень сильно зависит от того, стремитесь ли вы получить в конверторе конечный результат, или же максимально хорошую заготовку для последующей обработки в Фотошопе. Вместе с тем, некоторую общую логику, пожалуй, предложить можно.

Важно понимать, что восприятие цвета зависит от его яркости. Кроме этого, композитная RGB-кривая и другие яркостно-контрастные параметры влияют на цветовые характеристики изображения. Поэтому логично было бы сначала задать точки отсечки, яркость, контраст и далее цветовой баланс и другие цветовые настройки (если требуется). Это не означает, что нельзя возвращаться к тем или иным шагам и вносить коррекции по ходу процесса, но тем не менее я бы предложил придерживаться следующей последовательности действий:

0. Отталкиваемся от значений "по нулям" - то есть выставляем все параметры в ноль, тоновую кривую в значение Linear. Это позволит нам увидеть изображение, примерно соответствующее тому, которое заложено в RAW-файле. Картинка при этом будет блёклой и полусерой - это нормально. Баланс белого на этом этапе можно выставить либо As Shot (часто он оказывается нормальным для начала работы), либо примерно на глаз (если сразу видно, что цветовой слишком сильно смещен).
1. Задаем белую и черную точку с помощью Exposure и Blacks.
2. Если требуется, восстанавливаем незначительные пересветы с помощью Recovery и осветляем тени с помощью Fill Light. Не рекомендую использовать значения более 10-15.
3. Если необходимо получить готовую и или более-менее готовую фотографию после RAW-конвертора, устанавливаем контраст и яркость. Я рекомендую по возможности делать это через инструмент Curves, так как он более гибкий, чем параметры Brightness и Contrast, хотя использовать их можно и в совокупности.
4. Выставляем общий цветовой баланс белого с помощью параметров Temperarure и Tint.
5. Если требуется, снижаем или повышаем насыщенность фотографии через Vibrance и Saturation. Пользоваться этими параметрами, а также параметром Clarity я не рекомендую, т.к. управлять насыщением цвета более разумно через яркостно-контрастные преобразования, а локальным контрастом через кривую Curves.
6. Если требуется, можно воспользоваться другими дополнительными инструментами - настроить некоторые цветовые нюансы через цветовой эквалайзер HSL / Grayscale, побороться с хроматическими аберрациями и виньетированием в закладке Lens Correction, сделать кадрирование, выровнять горизонт, поэкспериментировать с профилями камеры в закладке Camera Calibration и т.д.

Вот такие соображения. Надеюсь, они окажутся полезны. Если где неточность допустил, буду благодарен за поправки.

Все самое интересное у нас!



«СРЕДА» – творческая лаборатория и фотошкола в Москве




«Фреймвей» – фототуры и выездные мастер-классы известных фотографов

Tags: исследования, статьи
promo pavel_kosenko january 1, 2010 00:05
Buy for 1 000 tokens
Полный список фототуров и выездных мастер-классов: http://www.frameway.club
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 273 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Я все же бы добавил что на воостановление информации из светов влияют и рычажки баланса белого и Вибранс и Насыщенность, два последних кстати, могут еще и в тенях убирать клиппинг.
Влияют, согласен. Сейчас подумаю, как добавить. Ценное замечание, спасибо.
И паразитноное насыщение я бы все таки называл более научно - клиппинг в отдельных цветовых каналах.
В данном случае я имел в виду не клиппинг, а именно паразитные цветовые смещения или насыщение. Не максимальное насыщение, а паразитное. То есть если сильно кривую задрать, например, лица могут стать (и так часто бывает) чрезмерно желтыми и/или красными, но без клиппинга. Если бы мы работали с поканальными кривыми, избежать этого было бы куда проще.

binaryanimal

7 years ago

pavel_kosenko

7 years ago

Deleted comment

pavel_kosenko

7 years ago

Deleted comment

podakuni

7 years ago

Отличная статья, однозначно в избранное!
>алгоритмы RAW-конвертации являются закрытыми

В конкретных конверторах?
Да. В том числе и в родных конверторах производителей камер.

rby_foto

7 years ago

pavel_kosenko

7 years ago

rby_foto

7 years ago

pavel_kosenko

7 years ago

ex_tritopor

7 years ago

pavel_kosenko

7 years ago

я еще не прочитал полностью, но сразу же заметил неточность. exposure двигает все вместе (и черную точку тоже). фактически оно определяет окно, которое вырезается из большого динамического диапозона рав-файла.
Буду благодарен за ссылки по этой теме. Насколько я понимаю, то что я написал, больше похоже на правду. Хотя я знаю, что на практике черная точка, хоть и весьма незначительно, но меняется. А вот белая меняется очень сильно.

michael_perlov

7 years ago

pavel_kosenko

7 years ago

michael_perlov

7 years ago

pavel_kosenko

7 years ago

eugenegordin

7 years ago

jerry_i

7 years ago

pavel_kosenko

7 years ago

пара вопросов:

1) при использовании Recovery больше чем на несколько единиц цвета (желто-красные) начинают заметно "плыть" -как это можно компенсировать?
blyg вот недавно совсем писал nxj Recovery вообще не пользуеется, а вместо этого умешьшает Exposure и увеличивает Brigthness

2)почем ББ в алгоритме стоит на 4 месте?
ведь он довольно заметно влияет на отображение фотографии
1) Увеличением контраста как по картинке целиком, так и в светах.
По поводу того, что писал Алик - подходов много, многие имеют право на существование, особенно в творческой обработке.
2) Я написал почему. "Важно понимать, что восприятие цвета зависит от его яркости. Кроме этого, композитная RGB-кривая и другие яркостно-контрастные параметры влияют на цветовые характеристики изображения. Поэтому для логично было бы сначала задать точки отсечки, яркость, контраст и далее цветовой баланс и другие цветовые настройки (если требуется)."
Вместе с тем обратите внимание на то, что написано в пункте 0 предлагаемого алгоритма:
"Баланс белого на этом этапе можно выставить либо As Shot (часто он оказывается нормальным для начала работы), либо примерно на глаз (если сразу видно, что цветовой слишком сильно смещен)."

lansurs

7 years ago

michael_perlov

7 years ago

lansurs

7 years ago

michael_perlov

7 years ago

lansurs

7 years ago

michael_perlov

7 years ago

lansurs

7 years ago

michael_perlov

7 years ago

lansurs

7 years ago

lansurs

7 years ago

nitrocat

7 years ago

lansurs

7 years ago

michael_perlov

7 years ago

nitrocat

7 years ago

michael_perlov

7 years ago

nitrocat

7 years ago

michael_perlov

7 years ago

nitrocat

7 years ago

michael_perlov

7 years ago

nitrocat

7 years ago

Неплохо написано. И всё-таки характеристическая (тоновая) кривая в ARC устроена хуже, чем в LightZone, я часто пользуюсь именно возможностями последней для постобработки.
а есть такие фотографии в которых нет пересвета, начинаешь уменьшать цв. температуру-они появляются. приходится снова уменьшать экспозицию
Конечно, ведь яркость пикселей в каналах зависит от установок баланса белого.

dream_photo

7 years ago

pavel_kosenko

7 years ago

dream_photo

7 years ago

pavel_kosenko

7 years ago

dream_photo

7 years ago

pavel_kosenko

7 years ago

dream_photo

7 years ago

pavel_kosenko

7 years ago

Из моего опыта - в нетривиальных по цвету/свету кадрах после выставления цветовой температуры иногда приходится снова регулировать Exposure/Brightness.
А ещё такое: в последней серии (снятой в свете ламп накаливания) после выставления Brightness в ноль скин-тона уходят в зомбовидненькую такую желтизну (речь о Лайтруме, в C1 такой бяки не вижу). Где бы что подправить?
Мне иногда приходится эту последовательность проходить два раза, сначала грубо, затем точнее.
По поводу вопроса не могу сказать, надо конкретную картинку открывать в конверторе и щупать.
Вот каждый раз когда предлагаете посетить какой-нибудь оч. полезный семинар, мысль возникала предложить Вам.....это что называеца была "последняя капля" ;о).....почему бы Вам не записать эти семинары на видео и продавать носители за деньгу????.....а то у иногородних отсутствует возможность посетить такие семинары, а оч. оч. хочеца
К сожалению, видеоконтент очень быстро станет бесплатным, а заниматься отстаиванием авторских прав - мы еще слишком маленькие, чтобы содержать такой отдел :) Но мы очень стараемся и выкладываем, как видите, много бесплатной информации!

Deleted comment

а дальше? самое интересное
А дальше как обычно - в корзину :)

spel_

7 years ago

pavel_kosenko

7 years ago

spel_

7 years ago

pavel_kosenko

7 years ago

spel_

7 years ago

pavel_kosenko

7 years ago

spel_

7 years ago

pavel_kosenko

7 years ago

spel_

7 years ago

pavel_kosenko

7 years ago

spel_

7 years ago

pavel_kosenko

7 years ago

spel_

7 years ago

pavel_kosenko

7 years ago

eugenegordin

7 years ago

spel_

7 years ago

eugenegordin

7 years ago

spel_

7 years ago

eugenegordin

7 years ago

spel_

7 years ago

Fill Light, наверное, лучше перевести скорее как "заполняющий свет".
Да, наверное это более точно, спасибо.

carpodiem

7 years ago

А правильно ли я понимаю, что Exposure, Recovery, Blacks, Fill Light, Brightness и Contrast всего навсего параметризованные кривые?

Можно было бы приблизительно проиллюстрировать, какое изменение кривой какому движку соответствует?
Не совсем кривые (или совсем не кривые). Но проиллюстрировать какая форма кривой соответствует какому движку можно. Причем не примерно, а довольно точно. Этому посвещена солидная часть семинара, Александр не мало исследований провел на эту тему, я думаю, с моей стороны было бы не очень красиво отобрать у него результаты :)
Спасибо, будем читать.
Спасибо, Павел.
Думаю этот action set =) окажется полезным.
Вроде вполне очевидные вещи, но именно в таком алгоритме я их не применял. А зря! Спасибо за статью. :)
Готовлюсь к переезду на новый комп, вчера переписывала ссылки.
Паша, там СТОЛЬКО твоих статей! ;)
Вот и эту добавлю в Избранное! ;)

Спасибо!
Очепятка :) "...отношению к параметрам Unshurp Mask..."
Спасибо! Исправил.
Большое человеческое спасибо за статью!!! Я делаю робкие шаги в фотографии,мне очень интересно,спасибо!!!
С Curves и контрастом хорошо разложили, прямо по полочкам. Давно уже хотел спросить про «закрытость» и как вы с этим справляетесь. Вот пример одной и той же фотографии полученной путем конвертации в программах Adobe Camera Raw и Nikon Capture NX2.



Все значения выставлены на нуль. Выставление "Camera Standart", также далеко от результата. Собственно хотел узнать, как эффективно бороться (и как вы это делаете) с такой потерей деталей и цвета?
просто CNX по умолчанию применяет те же настройки, что и выставлены в камере, а они уже включают в себя добавление контраста, резкости и т.д.
ЛР более консервативен. достаточно сделать пресет (я делаю так), который применяется к фотографиям при импорте и они будут больше похожи на то, что было в камере.
тем не менее одинаковой обработки не будет никогда. я говорил об этом в своем семинаре, где рассказывал про все возможности ЛР (запись есть много где, в частности у меня в жж).
С никоном у ЛР другого рода проблемы, но я пользуюсь им, потому что удобнее.

Deleted comment

В конце, в последовательности действий опечатки в п.п. 5 и 6 в слове "требуется".
И в п.1 тоже были :) Спасибо, исправлено!

gae13

7 years ago

Имеется замечательная книга редактора журнала "Photoshop User" Скота Келби "Adobe photoshop CS3. Справочник по обработке цифровых фотографий". В своё время купил её из-за того, что целая глава в ней (65 страниц) посвящена обработке изображений в Camera RAW. Так что тем, кто предпочитает именно этот RAW-конвертер настоятельно рекомендую - не пожалеете.
Ммм... Что-то у меня рука не поднимается верить Скоту Келби :) Уж больно поверхностный подход у него. Хорошо Андрей Журавлев написал про эту книгу. Цитирую:

http://www.fotoproekt.ru/port/msk/ru/school/faq/color2/

... Скотт Келби во всех его проявлениях. Он очень плодовит и написал уже несколько десятков книг. Это человек огромной энергии и вряд ли кто-то сделал больше него для продвижения Photoshop в «народные массы». Как популяризатор Photoshop он заслуживает глубочайшего уважения. Что же касается его профессионального уровня как цветокорректора (и, соответственно, уровня его книг), то здесь ситуация весьма печальна. Точнее всего ее описывает известная фраза: «троечники учат двоечников быть троечниками». Я читал три его книги: «Система «великолепная семерка» Скотта Келби для Adobe Photoshop CS3», «Работа с каналами в Photoshop», «Adobe Photoshop CS3. Справочник по обработке цифровых фотографий». Приведу свой отзыв на ozon.ru на последнюю (впечатления от остальных точно такие же):

«Скотт Келби. Фотошоп для дилетантов. Пособие для учащихся проф.-тех. училищ и солдат срочной службы», 3 сентября 2008 г.

Прочёл книгу Скотта Келби «Справочник по обработке цифровой фотографии». Если бы ее издали в СССР, она могла бы называться примерно так: «Скотт Келби. Фотошоп для дилетантов. Пособие для учащихся проф.-тех. училищ и солдат срочной службы». Теории - ноль, анализа проблем изображения - ноль, разбор методик - ноль. Простой набор тупых армейских инструкций по типу: «если загорелась красная лампочка - нажми квадратную кнопку».

Надо отдать должное автору: он четко сформулировал цель и принцип построения своей книги и честно предупредил об этом читателей: «...Данная книга о Photoshop не принадлежит к числу тех, в которых детально рассмотрены все аспекты каждого диалогового окна программы. Напротив, здесь описано только то, что нужно сделать для достижения определенной цели. Это и является отличительной чертой данной книги от других книг, посвященных Photoshop. Здесь вы найдете пошаговые инструкции для решения наболевших вопросов, которые мне достаточно часто задают на семинарах, присылают по электронной почте или обсуждают на Internet-форумах...»

Книга содержит полный набор приемов, необходимых для обработки цифровой фотографии. Встречаются как дилетантски-наивные, так и вполне профессиональные методики. Все это изложено в виде простых описаний последовательности действий, с некоторыми усредненными установками (если инструменты требуют пользовательских настроек) без объяснения причин выбора этих параметров.

pavel_kosenko

7 years ago

daiwer

7 years ago

zhur74

7 years ago

Deleted comment

Deleted comment

Паша, не мог бы ты написать хотя бы пару абзацев об использовании профилей камер в ACR? Это единственное, чем я ни разу там не пользовалась - не пойму, что, куда, откуда, почему? Понимаю только, зачем (шутка). Но как?
Честно говоря, не могу. Имею общее представление о их работе, знаю, что это дополнительные возможности цветовых настроек. Сильно не углублялся, обычно использую профили по умолчанию.

2lm

7 years ago

vadych

7 years ago

2lm

7 years ago

vadych

7 years ago

2lm

7 years ago

Deleted comment

pavel_kosenko

7 years ago

Deleted comment

pavel_kosenko

6 years ago

bm_marat

7 years ago

2lm

7 years ago

bm_marat

7 years ago

2lm

7 years ago

Паш, а правильно я понял, что различие между Exposure и Brightness в том, что первый влияет на фотографию линейно, сразу на все тона, а второй в основном на средние тона?
Насчет последовательности, кстати. Обрабатывая в лайтруме тысячи фотографий за небольшие сроки, я заметил, что если сначала выставить ББ, а потом экспозицию, то иногда приходится возвращаться к ББ. А если сначала выставить экспозицию, как ты рекомендуешь, а потом ББ, то иногда снова приходится возвращаться к экспозиции :) Что так, что так
Нет, не правильно. Exposure управляет яркостью белой точки (аналогичен правому ползунку в инструменте Levels), а Brightness перераспределяет яркость внутри тонового диапазона, не изменяя яркость белой и черной точек (аналогичен среднему ползунку Levels).

Описанная логика неверна в силу того, что цвет зависит от контраста + артефакты композитных коррекций в LR/ACR. Поэтому на самом деле надо действовать так: предварительная установка ББ, далее контраст/яркость (цвета, естественно, на этом этапе уплывают), далее точная установка ББ. Как только мы значительно двигаем яркость/контраст, лучше пересмотреть положение ползунков температуры.

antonukhanov

7 years ago

bormal

7 years ago

pavel_kosenko

7 years ago

bormal

7 years ago

muravnik

7 years ago

pavel_kosenko

7 years ago

muravnik

7 years ago

Спасибо за статью.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →