Павел Косенко ([info]pavel_kosenko) wrote,

Как чистит матрицу Арсен

Чистка матрицы

Недавно мне довелось заплатить Арсену 2000 руб за чистку матрицы и ожидать результата в его присутствии. У меня не было возможности стоять за спиной и непосредственно наблюдать за работой. Но я честно сказал, что намерен научиться делать это сам и задавал вопросы из коридора, а также по окончании процеса. Сегодня я потратил полдня в попытках повторить почистить матрицу самостоятельно. По-моему, получилось. Докладываю.

Внимание! Все нижесказанное отражает лишь мой опыт, проведенным на мой же страх и риск. Не пытайтесь повторить это, если не чуствуете уверенности. Чистя матрицу самостоятельно, будьте готовы распрощаться с ней навсегда - никакая гарантия вас не спасёт. Если сомневаетесь, опасаетесь или не уверены в том, что руки растут из нужного места, лучше отнесите камеру в сервис или тому же Арсену. У меня руки не совсем из того места растут, но очень уж жаба душит платить деньги за чистку, да и просто везти куда-то и ожидать. Хочу управлять процессом сам. Это не значит, что я действую правильно и на меня нужно ориентироваться.

1. Делаем тестовый кадр.

Я не знаю, как делает тестовые кадры Арсен, я это делаю так. Выставляем максимальную диафрагму и подбираем длинную выдержку (а она будет длинной, если только не на ярком солнце это делаеть). У меня получилось f/22, 2 сек, ISO 100. Теперь делаем кадр напротив более-менее монотонной поверхности (например, обои), размахивая камерой во время экспонирования. Тем самым мы смазываем картинку и в кадре остаётся только пыль на матрице.

Чистка матрицы

Вот так загрязилилась матрица на моём 5D во время путешествия по Вьетнаму:

Чистка матрицы

Кроп верхнего правого угла:

Чистка матрицы

2. Готовим приборы для чистки матрицы.

Арсен использует для этого следующие приспособления:

1) Груша.
2) Жидкость Eclipse E2.
3) Салфетки для чистки оптики (какие-то японские, он купил большую пачку много лет назад и не знает, где можно купить такие сегодня).
4) Пинцет.

Чистка матрицы

Салфетки для чистки оптики я купил того же производителя Photosol, который делает и Eclipse E2 (обратите внимание - именно Е2). Продается это всё, например, здесь: жидкость, салфетки. Пинцет купил на рынке перед магазином "1000 мелочей" (м. Ленинский проспект), 200 руб.

3. Сдуваем пыль грушей

Сначала пробуем сдуть пыль грушей. Делать это лучше, держа камеру байонетом вниз, чтобы поднявшаяся от потока воздуха пыль по возможности вываливалась наружу. После того, как матрицу продули, снова делаем тестовый кадр. Скорее всего, пыли будет меньше, уйдет крупная пыль. Часть пыли переместится с место на место. Теперь, чтобы удалить настырные пылинки, нужно воспользоваться орудием помощнее.

4. Наматываем салфетку на пинцет

В способах намотки кроется много нюансов. Можно намотать так, чтобы получить основание в виде площадки (а-ля швабры), такая намотка подходит для чистки основной поверхности. Можно намотать под углом и получить более "острый" наконечник для чистки углов матрицы. Я делал это примерно так:

Чистка матрицы

Чистка матрицы

Чистка матрицы

Чистка матрицы

Очень важный нюанс - после того, как салфетка намотана, нужно на 3-5 мм вытянуть пинцет наружу. Таким образом на конце образуется мягкая "подушка", которой мы и будем елозить по матрице (ни в коем случае не железным пинцетом, даже если сквозь салфетку).

Чистка матрицы

Капаем на салфетку 1-2 капли жидкости.

Чистка матрицы

Собственно, в чем преимущество салфетки на пинцете в отличие от швабр. Швабры плохо вычищают углы, при этом довольно дорогие (~ 3000 руб за 12 швабр, т.е. за одну чистку).

5. Приступаем к основной чистке

В идеале проводить салфеткой по матрице нужно 1 раз. После чего наматываем другую салфетку. Это делается для того, чтобы не поцарапать случайно матрицу салфеткой, которая уже приняла на себя пыль. Пока я набивал руку, израсходовал 15 салфеток (в пачке всего 100). В следующий раз сделаю тоже самое в пределах 10. Нажим регулируется в зависимости от целей. В углах приходилось нажимать сильнее, по центру - едва касаясь. Ни в коем случае нельзя нажимать с усилием.

После каждой салфетки надеваем объектив, снова делаем тестовый кадр. Оцениваем невычещенные участки, т.е. места, где нужно пройтись еще раз. Каждый новый цикл я начинал с продувания грушей, затем салфетка.

Чистка матрицы

Вот итоговый результат. Это кроп правого верхнего угла, такой же, как в самом начале. Только там была пыль, а теперь пыли нет.

Чистка матрицы

Полагаю, жидкости хватит на чистку эдак тысячи матриц. Так что покупка Эклипса, скорее всего разовое вложение. Как и пинцет :) Основной расход - салфетки. Их стоимость 500 руб за 100 штук, т.е. 5 руб салфетка. Для одной чистки требуется 5-10 салфеток, т.е. "себестоимость" чистки не более 50 руб.

Только ради бога, будьте аккуратны! Кто матрицу поцарапает, я не виноват.

P.S. А вообще, пора переходить на 5D2 и/или 1Ds3, полагаю, там проблем с чисткой матрицы на порядок меньше, все-таки система автоматической очистки встроена. Конечно, она встроена и на более простых современных моделях, но мне после пятерки обратного пути нет :)
Tags: исследования, фототехника/экипировка

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 255 comments
Previous
← Ctrl← Alt
Next
Ctrl →Alt →

[info]griffonkliff

March 15 2009, 14:25:02 UTC 3 years ago

Как выглядит царапина матрицы на фотографиях?

[info]pavel_kosenko

March 15 2009, 14:26:51 UTC 3 years ago

Слава богу, встречаться не доводилось, так что не знаю.

[info]kitaets

3 years ago

[info]shuvayev

3 years ago

[info]shuvayev

3 years ago

[info]shuvayev

3 years ago

[info]cuiet

3 years ago

[info]sweet_vugluskr

March 15 2009, 14:25:21 UTC 3 years ago

Салфетки, швабры, жидкость от Photosolutions можно свободно приобрести в AMD-photo, это не реклама, но я брал там :)
http://www.amd-photo.ru/cash/vids/5_15.html

[info]sweet_vugluskr

March 15 2009, 14:26:55 UTC 3 years ago

Ой, извини не дочитал до следующего абзаца :)

[info]bubasmith

March 15 2009, 14:27:11 UTC 3 years ago

чистил как то обычным ленспеном. там на обратной стороне есть подушечка.
очистилось ВСЕ.

[info]pavel_kosenko

March 15 2009, 14:29:09 UTC 3 years ago

До такого экстрима я еще не дорос :)

[info]bubasmith

3 years ago

[info]markpon

3 years ago

[info]kondakoff

3 years ago

[info]kondakoff

3 years ago

[info]bubasmith

3 years ago

[info]bubasmith

3 years ago

[info]bubasmith

3 years ago

[info]karasev

3 years ago

[info]dementievskiy

March 15 2009, 14:29:34 UTC 3 years ago

не всегда эта система работает. но в полевых условиях очень незаменима, когда доступ к матрице отсутствует. Я за день в песках Сахароы словил столько пыли, даже не меняя объективы, что просто обалдел.
Про матрицу... я наверно потренируюсь на фотике жены... :)))

[info]pavel_kosenko

March 15 2009, 14:30:44 UTC 3 years ago

Ога, если какой-нить 350D есть, самое оно потренироваться :) Или приезжай в гости, почистим твои камеры вместе с сухим красным.

[info]asakharov

3 years ago

[info]shuvayev

March 15 2009, 14:29:46 UTC 3 years ago

15 салфеток на одну чистку? Или 12 швабр? Мамочки. Я обхожусь одной шваброй, максимум — двумя.

[info]pavel_kosenko

March 15 2009, 14:31:52 UTC 3 years ago

Так слабо загрязняется или проводишь по-многу раз? Скажу честно, проводить можно и по 10 раз, но опасно. 10 чисток все может быть Ок, а на 11-ой того и глядишь поцарапется. Предпочитаю не рисковать и проводить по 1 разу.

[info]shuvayev

3 years ago

[info]shuvayev

3 years ago

[info]juchkov

3 years ago

Deleted comment

[info]kondakoff

March 15 2009, 14:30:30 UTC 3 years ago

Мне удается чистить с 1-3 швабр.
Грушей сначала много и долго выдуваю.

Спасибо за подробную инструкцию.
Надо будет салфеток прикупить побольше.

[info]pavel_kosenko

March 15 2009, 14:32:12 UTC 3 years ago

1-3 раза проводишь?

[info]kondakoff

3 years ago

[info]kondakoff

3 years ago

[info]nutly

March 15 2009, 14:30:48 UTC 3 years ago

:) С почином. Всегда это делала сама. Жаба душит отдавать такие деньги. В идеале, можно купить одну лопатку и пользоваться ею, как основой. Она всё-таки удобней пинцета, но подбирать её нужно под матрицу (кропнутую или нет). Покупаем салфетки, жидкость. Шваброчка, вернее салфетка на неё намотанная, одноразовая. Почистили и выкинули салфетку. Но оставляем там маленькое резиновое колечко, которое держит салфетку, чтобы она не разматывалась. Если потерялось, не беда, я придерживаю пальцем. Салфетки режешь на три части по длинной стороне (максимум на две части). Получается тонкая полоска. Берём лопаточку и кладём её на салфетку, отсупая от края миллиметров на 5 по верху швабры, сгибаем салфетку на эти 5 мм (делаем подгиб, как при подшиве брюк :)). И теперь накручиваем салфетку на лопаточку. Можно чуть смещать ее вниз. Внизу фиксируем тем колечком, либо я это делаю пальцами. Капаем жидкостью, проводим один раз вверх, переворачиваем лопаточку проводим вниз. Можно поменять полоску салфетки и повторить. Тратить салфеток так много, наматывая по всей длине на пинцет, не нужно. Так что для одной чистки понадобится максимум одна салфетка. Мне хватает и половины.

[info]pavel_kosenko

March 15 2009, 14:33:43 UTC 3 years ago

Я матрицу неоднократно самостоятельно чистил, но другими способами :) Раньше швабрами. Точно, салфетки же резать можно на 2-3 части! Семен Семеныч. Спасибо за подсказку :)

[info]artemkonovalov

March 15 2009, 14:31:08 UTC 3 years ago

у меня вместо пинцета, полоска вырезанная из карточки.
а жидкость и салфетки продаются свободно.

[info]ant_bravo

March 15 2009, 17:13:53 UTC 3 years ago

а покажи фоту, как вырезал?
я делал, но получилось как-то стрёмненько ;(

[info]huan_carlos

March 15 2009, 14:32:18 UTC 3 years ago

Никогда не заморачивался, всегда чистил обычной ватной палочкой. Надо только выбирать, чтобы не лохматилась и все ;)

[info]griffonkliff

March 15 2009, 14:44:57 UTC 3 years ago

+1

[info]dvuliki

3 years ago

[info]kkkooottt

3 years ago

[info]elephant

March 15 2009, 14:38:47 UTC 3 years ago

Я чищу сам после того, как посмотрел вот это видео на сайте изготовителя упомянутой жыжи. Посмотрев я решил, что и сам не хуже почищу. Стоимость всех необходимых материалов на всю оставшуюся жизнь меньше, чем берут за одну чистку. Шваброчку вырезал из кредитки и наматываю на нее те же самые салфетки. А железный пинцет все-таки использовать стремно имхо.

Проверка на пыль та же, что и описано а посте, но при закрытой дырке выдержка получается длинная и мотать камерой совершенно не обязательно - тремор рук и так сделает свое дело :)

[info]pavel_kosenko

March 15 2009, 14:46:08 UTC 3 years ago

Я раньше так чистил, но малоэффективны швабры и их аналоги показались.

[info]ctax

March 15 2009, 14:44:56 UTC 3 years ago

Поверь, вибро-очистка - больше маркетинговый приём, чем реальная помощь. У меня уже вторая камера с такой фичей - слетает всякая мелочь, да и то не всегда.

[info]pavel_kosenko

March 15 2009, 15:22:20 UTC 3 years ago

Да, слышал об этом. Что помогает, да не очень.

[info]markpon

3 years ago

[info]dvuliki

3 years ago

[info]kitaets

3 years ago

[info]macrop

3 years ago

[info]denkoshka

March 15 2009, 14:49:32 UTC 3 years ago

А я считаю, что это паранойя.

[info]pavel_kosenko

March 15 2009, 15:01:16 UTC 3 years ago

А что не паранойя - снимать с пылью?

[info]denkoshka

3 years ago

[info]f_ashes

3 years ago

[info]denkoshka

3 years ago

[info]kitaets

3 years ago

[info]f_ashes

3 years ago

[info]rusifizio

1 year ago

[info]a0

March 15 2009, 14:55:51 UTC 3 years ago

Шваброй всё же удобнее - купил одну и салфетки такие же с эклипсом. Инструкция как навернуть салфетку на швабру.

Чистить уже приноровился, уходит в основном одна салфетка, реже две. В первый раз штук пять извёл.

[info]pavel_kosenko

March 15 2009, 15:02:35 UTC 3 years ago

Я раньше швабрами чистил, все инструкции и видео изучил, естественно, видел как и другие это делают. Ну не то это всё, углы не вычищаются, и много надо швабр потратить, чтобы более-менее нормальный результат достичь. Салфетки оказались много практичнее. Для меня во всяком случае.

[info]az

March 15 2009, 14:56:52 UTC 3 years ago

Паша, большое спасибо! Мне это очень нужно, сам наверное знаешь почему )))

[info]pavel_kosenko

March 15 2009, 15:22:40 UTC 3 years ago

Так ты снимаеш осколочками БЕЗ объектива?! :)

[info]az

3 years ago

[info]willy_sever

March 15 2009, 15:03:40 UTC 3 years ago

Н-да, хороший заработок у тов. Арсена!.. :) ...Грушу лучше заменить баллоном со сжатым газом (там же в комп. магах продается), так избежите вторичной пыли из окружающего воздуха и струя значительно сильнее и точнее, а вместо салфеток использовать т.н. "глазную" вату, смоченную чистящим раствором, и пинцет или другой любой держатель - не простой из металла, но и не из пластика (дабы избежать электростатики), а или пинцет для работы с электроникой (продаются в радиомагазинах), он заземленный, или из токопроводящего композита (можно отломить ручку от проф. расчески - они из такого материала и сделаны).

[info]pavel_kosenko

March 15 2009, 15:05:22 UTC 3 years ago

Балон опасен для матрицы, потому что из него капает. Да и дорого это.

[info]cuiet

3 years ago

[info]cuiet

3 years ago

[info]cuiet

3 years ago

[info]himer87

March 15 2009, 15:08:19 UTC 3 years ago

>(300 руб за 12 швабр, т.е. за одну чистку).

на сайте пишут 300р одна штука и 2700 упаковка
у меня хватало2 штукии на чистку. задумаюсь о салфетках

[info]pavel_kosenko

March 15 2009, 15:19:15 UTC 3 years ago

Да нет, читаю сайт АМД - 12 штук стоят 300 руб вроде.

[info]himer87

3 years ago

[info]russos

March 15 2009, 15:08:53 UTC 3 years ago

чищу грушей и обычной ватной палочкой.
на матрице же защитное стекло, это с какой силой и чем надо по нему возить, что бы его поцарапать?

[info]pavel_kosenko

March 15 2009, 15:20:09 UTC 3 years ago

Ну я так понял, поцарапать довольно легко. Замена этого стекла равноценна замене матрицы по стоимости.

[info]russos

3 years ago

[info]is_pro

3 years ago

[info]russos

3 years ago

[info]is_pro

3 years ago

[info]markpon

3 years ago

[info]markpon

March 15 2009, 15:45:05 UTC 3 years ago Edited:  March 15 2009, 15:45:45 UTC

из деревянной дощечки вырезал швабру еще для 20-ки, с тех пор чищу сам, хотя до Д3 таки не дошли руки, а вот в пятаке чистил без проблем
салфетки те же самые пользую

почитай на счет пылетрясов
http://pixinfo.com/en/articles/ccd-dust-removal/
по моим наблюдениям - полная хрень

кстати! чет совсем мало пыли ты привез, стекла редко менял или безветренно было?
у меня за пару летних месяцев раз в пять больше налетало

[info]pavel_kosenko

March 15 2009, 15:46:55 UTC 3 years ago

Я же с двух камер снимал :) Менял стекла по возможности редко. За ссылку спасибо, почитаю.

[info]markpon

3 years ago

[info]gexxx

March 15 2009, 15:57:31 UTC 3 years ago

как хорошо без матрицы оказывается!

[info]pavel_kosenko

March 15 2009, 16:52:17 UTC 3 years ago

Что ж тут хорошего то :)

[info]exe_qt

3 years ago

[info]f_ashes

March 15 2009, 16:00:26 UTC 3 years ago

У меня жутко грязная матрица, самой чистить - кишка тонка (страшно до жути), а куда отдать, я не знаю :( Вроде в каком-то магазине на Мосфильмовской чистили, но все равно боязно без рекомендаций. Что будет, если ОНИ мне матрицу похерят?
Камера 30Д, любимая :(

[info]pavel_kosenko

March 15 2009, 16:21:52 UTC 3 years ago

Думаю, на Мосфильм, к Арсену или на сервис можно смело нести.

[info]az

3 years ago

[info]ottern

2 years ago

[info]az

2 years ago

[info]ottern

2 years ago

[info]r_v_g

March 15 2009, 16:10:19 UTC 3 years ago

Переходите на Nikon - будете бесплатно чистить.

[info]pavel_kosenko

March 15 2009, 16:23:11 UTC 3 years ago

Недостаточная аргументация :) Почистить я и сам могу, тем более суть чистки в том, что она под рукой. Где я во Вьетнаме, Абхазии или Узбекистане найдут сервис в чистом поле :)

[info]catch_er

3 years ago

[info]r_v_g

3 years ago

[info]rusifizio

1 year ago

[info]miooim

March 15 2009, 16:12:22 UTC 3 years ago

А у вас представитель Кенона это не делает бесплатно?

[info]pavel_kosenko

March 15 2009, 16:23:57 UTC 3 years ago

Не знаю, честно говоря. Даже если бесплатно, я все равно не понесу камеру в сервис. Это надо уметь делать в боевых (походных) условиях, иначе смысла мало.

[info]miooim

3 years ago

[info]nee0

March 15 2009, 16:23:47 UTC 3 years ago

фокус мануал,дыра 22,режим Av

[info]pavel_kosenko

March 15 2009, 16:25:04 UTC 3 years ago

Кому как удобно. Я почти всегда снимаю в ручном режиме, тестовый кадр не исключение :)

[info]noother_na_mes

March 15 2009, 16:27:15 UTC 3 years ago

Посмотреть на пыль можно проще) Дырку на минимум, вспышку прямо и снимаем потолок дома.
У меня такая дрянь:
http://s47.radikal.ru/i117/0903/74/a47bdebfbefb.jpg

[info]pavel_kosenko

March 15 2009, 16:28:47 UTC 3 years ago

Я вспышки не люблю :)

[info]dvuliki

March 15 2009, 16:37:40 UTC 3 years ago

да, пинцет рекомендую заменить на пластиковый, который для контактных линз со спец колпачками мягкими.

[info]pavel_kosenko

March 15 2009, 16:38:53 UTC 3 years ago

Думал об этом, но решил что разницы нет. А раз Арсен использует металлический, значит какой-то тайный смысл в этом есть :)
Previous
← Ctrl← Alt
Next
Ctrl →Alt →
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…